1. Сущность и структура педагогического менеджмента
С социально-экономических позиций понятие «менеджмент» рассматривается как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, то есть искусство управления. Профессиональные знания в области менеджмента предполагают осознание принципиально различных инструментов управления, в их числе:
□ организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху;
□ культура управления, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности (В. П. Симонов). Это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.
Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни:
□ управление деятельностью педагогического коллектива;
□ управление деятельностью педагога;
□ управление деятельностью учащегося.
Как научно организованное управление педагогический менеджмент основывается на определенных принципах (см. схему 91).
Целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджером любого уровня управления |
| Целенаправленность управления (постановка цели с учетом реальности и перспективы) |
| Кооперация и разделение управленческого труда (опора на коллективное творчество и разум) | ||
|
|
|
|
| ||
Принципы педагогического менеджмента (по В. П. Симонову) |
| |||||
|
|
| ||||
Функциональный подход (постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей) |
| Комплексность (органи-зация выполнения принятых решений, периодический контроль, координация деятельности) |
| Систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления |
Схема 91
Педагогический менеджмент выполняет ряд функций:
□ принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы и т. д.);
□ организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя);
□ предварительный, итоговый и текущий контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности);
□ определение организационной культуры школы.
Умение общаться, взаимодействовать с людьми |
| Доминантность (умение влиять на подчиненных, склонять их к принятию оптимальной позиции) |
| Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях |
| Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчи-вость |
| Ответственность в выполнении заданий, верность данному обещанию и гарантиям | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| Качества эффективного менеджера |
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| Самостоятельность в принятии решений |
| Изобретательность и способность к инновациям | Знание современных управленческих подходов |
| Умение формиро-вать эффективные рабочие группы |
|
Схема 92
Организационная культура школы — система ценностных ориентации, принимаемая членами данного коллектива и служащая им ориентиром в мыслях, чувствах, поступках. В теории и практике педагогического менеджмента установлены основные положения, определяющие организационную культуру школы (по В. И. Петрушину):
□ способы принятия важнейших решений в жизни школы (сверху или снизу); возможность открытого выражения мнений и дискуссии по этому поводу;
о восприятие школы как модели открытого демократического общества;
□ наличие системы коммуникаций, оповещающей всех учителей и учащихся о событиях внутришкольной жизни (стенгазеты, радио, телекоммуникационные системы и т. д.);
□ наличие обратной связи между учителями и учащимися;
□ выработка церемоний, обрядов, ритуалов, традиций, выражающих и укрепляющих «дух» школы;
□ привлекательность интерьера школьного помещения (дизайн, комфорт, чистота);
□ культура выражения своих эмоций педагогами и учащимися школы;
□ система ценностей и норм, составляющих основу педагогического процесса школы;
□ построение отношений между учителями и учащимися (авторитарность, демократичность, либеральность);
□ способы оценки достижений учащихся и учителей в учебной и внеклассной сфере деятельности;
□ преобладание в содержании профессиональной деятельности педагогов кооперации и сотрудничества или же конкуренции и соперничества;
□ наличие общей удовлетворенности детей и педагогов присутствием в данной школе и др.
Все функции педагогического менеджмента носят комплексный характер и имеют завершенный цикл. Дополнение ряда функций педагогического менеджмента такими, как мотивация и стимулирование представляется особенно актуальным в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности.
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора