logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

1. Сущность и структура педагогического менеджмента

С социально-экономических позиций понятие «менеджмент» рассматривается как совокупность принци­пов, методов, средств и форм управления, то есть искусство управления. Профессиональные знания в области менеджмента предполагают осознание принципиально различных инструментов управления, в их числе:

□ организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху;

□ культура управления, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности (В. П. Симонов). Это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.

Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни:

□ управление деятельностью педагогического коллектива;

□ управление деятельностью педагога;

□ управление деятельностью учащегося.

Как научно организованное управление педагогический менеджмент основывается на определенных прин­ципах (см. схему 91).

Целеполагание как ос­нова планирования, ор­ганизации и контроля всей деятельности менеджером любого уровня управления

Целенаправленность управления (постановка цели с учетом реально­сти и перспективы)

Кооперация и разделение управленческого труда (опора на коллективное творчество и разум)

Принципы педагогического менеджмента

(по В. П. Симонову)

Функциональный подход (постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей)

Комплексность (органи-зация выполнения принятых решений, периодический кон­троль, координация деятельности)

Систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления

Схема 91

Педагогический менеджмент выполняет ряд функций:

□ принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы и т. д.);

□ организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя);

□ предварительный, итоговый и текущий контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности);

□ определение организационной культуры школы.

Умение общаться, взаимодействовать с людьми

Доминантность (умение влиять на подчиненных, склонять их к принятию опти­мальной позиции)

Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчи-вость

Ответственность в выполнении за­даний, верность данному обеща­нию и гарантиям

Качества эффективного менеджера

Самостоятельность в принятии решений

Изобретательность и способность к инновациям

Знание современных управленческих подходов

Умение формиро-вать эффективные рабочие группы

Схема 92

Организационная культура школы — система ценностных ориентации, принимаемая членами данного коллектива и служащая им ориентиром в мыслях, чувствах, поступках. В теории и практике педагогического менеджмента установлены основные положения, определяющие организационную культуру школы (по В. И. Петрушину):

□ способы принятия важнейших решений в жизни школы (сверху или снизу); возможность открытого выражения мнений и дискуссии по этому поводу;

о восприятие школы как модели открытого демократического общества;

□ наличие системы коммуникаций, оповещающей всех учителей и учащихся о событиях внутришкольной жизни (стенгазеты, радио, телекоммуникационные системы и т. д.);

□ наличие обратной связи между учителями и учащимися;

□ выработка церемоний, обрядов, ритуалов, традиций, выражающих и укрепляющих «дух» школы;

□ привлекательность интерьера школьного помещения (дизайн, комфорт, чистота);

□ культура выражения своих эмоций педагогами и учащимися школы;

□ система ценностей и норм, составляющих основу педагогического процесса школы;

□ построение отношений между учителями и учащимися (авторитарность, демократичность, либеральность);

□ способы оценки достижений учащихся и учителей в учебной и внеклассной сфере деятельности;

□ преобладание в содержании профессиональной деятельности педагогов кооперации и сотрудничества или же конкуренции и соперничества;

□ наличие общей удовлетворенности детей и педагогов присутствием в данной школе и др.

Все функции педагогического менеджмента носят комплексный характер и имеют завершенный цикл. Дополнение ряда функций педагогического менеджмента такими, как мотивация и стимулирование представляется особенно актуальным в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности.