1.2 Анализ содержания лабораторных работ по дисциплине «Теория сварочных процессов»
Учебная дисциплина «Теория сварочных процессов» согласно учебного плана входит в Математический и естественнонаучный (общенаучный) цикл.
Целями освоения учебной дисциплины «Теория сварочных процессов» является формирование системы знаний теоретических основ сварочных процессов:
физико–химических и металлургических основ сварочных процессов;
физико–механических и химических процессов в сварочных источниках энергии;
тепловых процессов при сварке;
термодеформационных процессов (структурные и фазовые превращения в металлах и сплавах при сварке), свариваемость;
теоретических и экспериментальных сведения о свариваемости металлов и сплавов.
Процесс изучения дисциплины «Теория сварочных процессов» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
основы молекулярно–кинетической теории, термодинамики, электростатики и электродинамики, механики;
физико–химические основы сваривания металлов и сплавов;
основы физико–химических, металлургических, тепловых и термодеформационных процессов при сварке;
основы свариваемости металлов, физико–химических и механических процессов в источниках энергии для сварки, металлургические процессы при сварке.
Уметь:
использовать знания основ молекулярно–кинетической теории, термодинамики, электростатики и электродинамики, механики в контексте сварочных процессов;
определять возможность образования сварного соединения;
теоретически обосновывать выбор сварочных материалов, источников энергии для сварки;
обосновывать выбор вида сварки, определять свариваемость металлов и сплавов;
проводить расчеты распределения теплового поля в металле в процессе сварки.
Владеть:
определять основные закономерности химических и физических процессов при сварке;
основными методами определения реакции металлов на сварочный процесс;
производить оптимальный выбор вида сварки и сварочных материалов для определенного конструкционного материала;
основами расчетов свариваемости металлов и сплавов, распределения теплового поля в металле при сварке, возможности фазовых и структурных превращений при тепловом воздействии источников тепла при сварке.
Для формирования представленных компетенций необходима правильная организация лекционных занятий и лабораторных работ.
Лабораторные работы, изучаемые в процессе освоения дисциплины «Теория сварочных процессов», посвящены следующим темам:
Ионизирующее действие материалов электродных покрытий, электродов разных марок и флюсов.
Свойства сварочной дуги в магнитных полях.
Коэффициент полезного действия сварочной дуги.
Для проведения лабораторных работ разработан электронный лабораторный практикум. В нем представлены теоретические сведения и текстовая часть проводимых опытов с описанием эксперимента и дальнейшего его изучения. Так в первой лабораторной работе (рисунок 1) студенты должны исследовать ионизирующее действие материалов, используемых при изготовлении электродных покрытий и флюсов, по величине обрывной длины дуги, горящей между металлическим стержнем и пластиной с исследуемыми материалами, а также с ионизирующей способностью покрытий различных марок электродов по величине обрывной длины дуги.
В лабораторных работах предусмотрено заполнение файла–отчета, ссылка на который дана в описании технологии выполнения работы.
Рисунок 1 – Фрагмент первой лабораторной работы
Во второй лабораторной работе студенты знакомятся со свойствами сварочной дуги в магнитных полях, особенностями влияния магнитных полей на сварочную дугу при использовании постоянного тока.
Как и в теоретическом блоке, в практическом блоке предусмотрена возможность перехода в глоссарий, для уточнения значений терминов и понятий, встречающихся в тексте лабораторной работы.
Фрагмент данной лабораторной работы представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Фрагмент второй лабораторной работы
Третья лабораторная работа (рисунок 3) направлена на изучение коэффициента полезного действия сварочной дуги.
Рисунок 3 – Вид окна третьей лабораторной работы
Студенты учатся вычислять тепловой эквивалент электрической мощности, эффективную тепловую мощность.
Однако проведение лабораторных работ сопряжено с некоторыми трудностями, в частности, по организации эксперимента, здесь необходимо предоставить соответствующее оборудование и материалы, также мастера производственного обучения, который будет показывать опыты. Для обеспечения более удобной работы, особенно со студентами заочного и дистанционных форм обучения, возникает потребность в применении средств мультимедиа для создания анимации, показываемых опытов.
- Введение
- 1 Теоретические основы проектирования мультимедийных материалов
- 1.1 Анализ литературы и интернет источников
- 1.2 Анализ содержания лабораторных работ по дисциплине «Теория сварочных процессов»
- 1.3 Использование мультимедиа–технологий в процессе обучения
- 1.4 Обзор программных продуктов и обоснование выбора программы для разработки мультимедийных материалов
- 2 Описание мультимедийных материалов по дисциплине «Теория сварочных процессов»
- 2.1 Педагогический адрес
- 2.2 Описание электронного учебного пособия
- 2.2.1 Общая характеристика электронного пособия «Теория сварочных процессов»
- 2.2.1 Описание наполнения лабораторного практикума
- 2.2.2 Проектирование содержания мультимедийных материалов
- 2.3. Разработка мультимедийных материалов
- 2.3.1 Разработка моделей анимации
- 2.3.2 Постановка кадров и сборка анимации
- 2.4 Методика проведения лабораторных работ по дисциплине «Теория сварочных процессов» с использованием мультимедийных материалов
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение