logo
141868

6. Осуществление психодиагностики личностной зрелости

Объектом сравнения выступили 2 группы: одну составили женщины, занятые в различных видах профессиональной деятельности (работающие), вторую - неработающие женщины (домохозяйки).

А.Маслоу утверждал, что возможности для самоактуализации существуют в любом виде деятельности, даже в ведении домашнего хозяйства. Мы решили проверить данное утверждение на практике. В качестве гипотезы мы предположили, что группы будут различаться по уровню самоактуализации, причём в группе работающих женщин данный показатель будет выше.

Полученные результаты характеристик самоактуализации по опроснику САМОАЛ в общем виде представлены на рис.1.

Анализируя графики наглядно можно проследить тенденцию, где лидирующее место по всем показателям методики занимает группа работающих женщин. Достоверные различия выявились по следующим трём шкалам:

Шкала

Среднее группы работающих женщин

Среднее группы домохозяек

Значение t - критерия

ориентация во времени

8,06

5,2

2,944831

потребность в познании

7,5

5,2

1,96125

спонтанность

7,5

4,4

2,6667451

Таким образом, мы можем предположить, что сам факт занятости в профессиональной деятельности способствует развитию вышеперечисленных особенностей самоактуализации.

Что касается основной шкалы данной методики, которая определяет общий уровень самоактуализации, то здесь различие не вышло на уровень значимого, хотя средний показатель (t эмп.=1, 67055) оказался максимально приближенным к достоверному значению (tкрит.=1,70). Можно сделать предположение, что в случае увеличения числа выборки эта тенденция проявится более ярко и выйдет на уровень достоверных различий.

Полученные данные по методике "Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей" позволили выявить достоверные различия степени актуальности ведущих жизненных потребностей во всех категориях, кроме потребности в социальных связях (по иерархии А.Маслоу):

Уровень потребности

Группа работающих женщин

Группа домохозяек

Значение t-критерия

материальные потребности

18,06

22,5

2,62292

потребность в безопасности

18,6667

26,46667

4,34442

потребность в признании

23,4

14,7333

5,251262

потребность в самоактуализации

22,4

17,5

2,88156

Рис. 2. Степень удовлетворённости основных потребностей по иерархии А. Маслоу

  1. - физиологические потребности Ряд 1 - работающие женищины

  2. - потребность в безопасности Ряд 2 - домохозяйки

  3. - потребность в социальных связях

  4. - потребность в признании окружающих

  5. - потребность в самоактуализации

Приведенные значения позволяют нам говорить о том, что существует обратная связь в распределении вышеперечисленных потребностей в двух группах испытуемых (исключая потребность в социальных контактах). В группе работающих женщин на первый план выходят потребности, которые А. Маслоу называл высшими, т.к. они свидетельствуют о стремлении человека актуализировать весь заложенный в нем потенциал; а в группе домохозяек ведущими являются низшие потребности, обеспечивающие физиологическое и материальное благополучие.

Поскольку предлагаемая методика позволяет нам выявлять степень актуальности потребностей, то можно сделать выводы о том, что в зоне наименьшей значимости и возможно зоне удовлетворенности, у работающих женщин, лежат низшие потребности, а значит открывается путь к самоактуализации. Важно также заметить, что «потребность в признании» в этой выборке испытуемых занимает лидирующее положение среди остальных мотивов. Высокий результат по этой шкале еще раз говорит нам о том, что для женщин этой группы значимыми являются чувства уверенности в себе, достоинства и осознание того, что они полезны в мире.

Таким образом мы сделали следующие выводы:

  1. Работающие женщины в большей мере испытывают положительное отношение к своей ведущей деятельности, чем неработающие женщины.

  2. У женщин, занятых в профессиональной деятельности, в большей степени, чем у неработающих женщин (домохозяек), проявились такие аспекты феномена самоактуализации, как:

  3. а) уверенность в себе, независимость;

  4. б) умение жить настоящим;

  5. в) стремление к познанию, не связанному прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

  6. Для работающих женщин в большей степени актуальными являются "потребности роста" - т.е. в самоактуализации и признании, чем для женщин, не занятых в профессиональной деятельности.