Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Ограничения в применении тестов для взрослых в диагностике детей младшего школьного возраста. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик, предназначенного для детей младшего школьного возраста.
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личност-но-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в практической психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста).
Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае имеем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся у детей. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
- Тема 1. Теоретические основы возрастной психодиагностики. Нормативная база деятельности психолога-диагноста
- Понятие про возрастную психодиагностику как прикладную специально психологическую науку
- Этический кодекс психолога - диагноста
- Этические аспекты профессиональной деятельности возрастного психолога - диагноста
- Тема 2. Методы психологической диагностики развития личности
- Классификация методов возрастной психодиагностики
- Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
- Диагностическое интервью: виды, структура, валидность
- Анкетные методы и оценочные шкалы
- Тесты: классификация, валидность и надежность
- Проективные методы
- Тема 3. Детская психодиагностика: критерии, нормативные шкалы, методы
- Общие задачи и принципы психодигностического обследование детей разных вековых групп
- Психодиагностика новорожденного и грудного ребенка: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка а. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии амн Украины)
- Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
- Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития ребенка раннего и дошкольного возраста: Шкала оценки особенностей психологического развития ребенка за и. Мамайчук
- Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;
- Методики диагностики речевого развития;
- Методики диагностики личностного развития ребенка;
- Методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.
- 8. Психологическое заключение про психологическое развитие ребенка по результатам наблюдения
- Тема 4. Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве
- Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
- Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики
- Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе
- Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика
- Содержание и задачи работы психолого-медико-педагогических комиссий
- Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
- Методики диагностики развития основных видов деятельности;
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и интеллекта в целом;
- Диагностика эмоционально-волевой сферы;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Методики диагностики школьной осведомленности.
- Методики социально-психологического исследования классного коллектива
- Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе
- Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики
- Тема 5. Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
- Структурный подход к психологическому изучению взрослого человека
- Диагностика личностной зрелости человека: специфика, методики
- Диагностика интеллектуального развития взрослых
- Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании
- 6. Осуществление психодиагностики личностной зрелости
- Тема 6. Критерии и методы диагностики развития личности на этапе поздней зрелости
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе поздней зрелости
- Диагностика интеллектуальной и личностной сферы пожилых людей: подходы, специфика, методики
- Тема 7. Психодиагностический процесс
- 1. Психодиагностический процесс
- 2. Этапы и проведение психодиагностического исследования
- 3. Словарь терминов
- 4. Особенности использования психодиагностических данных
- 5. Классификация психодиагностических методик
- 6. Требования к психодиагностическому инструментарию
- 7. Психометрические характеристики теста
- 8. Надежность
- 9. Валидность
- 10. Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
- 11. Модели Интеллекта
- 12. Тестовые методы исследования Интеллекта
- 15. Способности и их диагностика
- 14. Уровень успеха и его оценка
- 15. Теории личности как основа психодиагностики
- 16. Теоретические основы диагностики личности
- 17. Диагностические методы исследования личности
- 18. Опросники как методики исследования личности и их специфика
- 19. Психодиагностическое изучение некоторых аспектов личности
- 20. Особенности проектного метода как способа исследования личности
- 21. Источники развития проектного метода
- 22. Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
- 23. Основные теоретические положения исследования межличностных отношений
- 24. Особенности исследования межличностных отношений
- 25. Социометрия