14. Уровень успеха и его оценка
Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться.
Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.
Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится прежде всего избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей детельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха.
Ориентированные на успех — верят, что справятся, уверены в себе, не испытывают страха, скованности и не задумываются о границах своих способностей, полагаясь не только на свои знания и умения, но и на случай или свой здравый смысл. Ориентированные на успех более полно реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, поэтому так важно оценить мотивации к успеху и боязни неудачи.
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения
Существуют различные методы для диагностики мотивации.
Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы лич-ности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.
Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у человека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.
Перечень мотивов, которые обычно используются в этих методах, в основном состоит из конкретных мотивов. Эти методы чаще всего используются не для изучения мотивации личности, т. е. процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.
Методы изучения мотивации успеха достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.
- Тема 1. Теоретические основы возрастной психодиагностики. Нормативная база деятельности психолога-диагноста
- Понятие про возрастную психодиагностику как прикладную специально психологическую науку
- Этический кодекс психолога - диагноста
- Этические аспекты профессиональной деятельности возрастного психолога - диагноста
- Тема 2. Методы психологической диагностики развития личности
- Классификация методов возрастной психодиагностики
- Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
- Диагностическое интервью: виды, структура, валидность
- Анкетные методы и оценочные шкалы
- Тесты: классификация, валидность и надежность
- Проективные методы
- Тема 3. Детская психодиагностика: критерии, нормативные шкалы, методы
- Общие задачи и принципы психодигностического обследование детей разных вековых групп
- Психодиагностика новорожденного и грудного ребенка: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка а. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии амн Украины)
- Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
- Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития ребенка раннего и дошкольного возраста: Шкала оценки особенностей психологического развития ребенка за и. Мамайчук
- Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;
- Методики диагностики речевого развития;
- Методики диагностики личностного развития ребенка;
- Методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.
- 8. Психологическое заключение про психологическое развитие ребенка по результатам наблюдения
- Тема 4. Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве
- Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
- Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики
- Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе
- Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика
- Содержание и задачи работы психолого-медико-педагогических комиссий
- Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
- Методики диагностики развития основных видов деятельности;
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и интеллекта в целом;
- Диагностика эмоционально-волевой сферы;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Методики диагностики школьной осведомленности.
- Методики социально-психологического исследования классного коллектива
- Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе
- Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики
- Тема 5. Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
- Структурный подход к психологическому изучению взрослого человека
- Диагностика личностной зрелости человека: специфика, методики
- Диагностика интеллектуального развития взрослых
- Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании
- 6. Осуществление психодиагностики личностной зрелости
- Тема 6. Критерии и методы диагностики развития личности на этапе поздней зрелости
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе поздней зрелости
- Диагностика интеллектуальной и личностной сферы пожилых людей: подходы, специфика, методики
- Тема 7. Психодиагностический процесс
- 1. Психодиагностический процесс
- 2. Этапы и проведение психодиагностического исследования
- 3. Словарь терминов
- 4. Особенности использования психодиагностических данных
- 5. Классификация психодиагностических методик
- 6. Требования к психодиагностическому инструментарию
- 7. Психометрические характеристики теста
- 8. Надежность
- 9. Валидность
- 10. Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
- 11. Модели Интеллекта
- 12. Тестовые методы исследования Интеллекта
- 15. Способности и их диагностика
- 14. Уровень успеха и его оценка
- 15. Теории личности как основа психодиагностики
- 16. Теоретические основы диагностики личности
- 17. Диагностические методы исследования личности
- 18. Опросники как методики исследования личности и их специфика
- 19. Психодиагностическое изучение некоторых аспектов личности
- 20. Особенности проектного метода как способа исследования личности
- 21. Источники развития проектного метода
- 22. Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
- 23. Основные теоретические положения исследования межличностных отношений
- 24. Особенности исследования межличностных отношений
- 25. Социометрия