Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе
Признаки плохой адаптированности ребенка к школе:
у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;
он часто болеет;
появилась неуверенность в себе;
быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями;
несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;
зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;
появилось нежелание идти в школу;
избегает дружить со сверстниками.
В качестве показателей психологического здоровья можно использо вать адаптированность ребенка к социуму (школе и семье), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой. Кроме того, необходимо определять тревожность, поскольку повышение тревожности коррелирует с нарушениями психологического здоровья.
Мы полагаем, что достаточно использовать комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке: рисуночной методики, проективной и включающей наблюдение за детьми. Приведем некоторые из них.
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А. И. Баркана)
Учащимся предлагалось выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» или «Я в школе» (в зависимости от возраста). Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др. На основании анализа результатов выделяются 3 группы детей: с отсутствием признаков дезадаптации - 1-я группа; с наличием нескольких признаков дезадаптации - 2-я группа; с явно выраженной школьной дезадаптацией - 3-я группа.
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) ¾ на основании результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого класса или группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей. Обратимся далее к последовательному описанию выделенных форм работы.
- Тема 1. Теоретические основы возрастной психодиагностики. Нормативная база деятельности психолога-диагноста
- Понятие про возрастную психодиагностику как прикладную специально психологическую науку
- Этический кодекс психолога - диагноста
- Этические аспекты профессиональной деятельности возрастного психолога - диагноста
- Тема 2. Методы психологической диагностики развития личности
- Классификация методов возрастной психодиагностики
- Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
- Диагностическое интервью: виды, структура, валидность
- Анкетные методы и оценочные шкалы
- Тесты: классификация, валидность и надежность
- Проективные методы
- Тема 3. Детская психодиагностика: критерии, нормативные шкалы, методы
- Общие задачи и принципы психодигностического обследование детей разных вековых групп
- Психодиагностика новорожденного и грудного ребенка: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка а. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии амн Украины)
- Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
- Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения
- Нормативные шкалы развития ребенка раннего и дошкольного возраста: Шкала оценки особенностей психологического развития ребенка за и. Мамайчук
- Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;
- Методики диагностики речевого развития;
- Методики диагностики личностного развития ребенка;
- Методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.
- 8. Психологическое заключение про психологическое развитие ребенка по результатам наблюдения
- Тема 4. Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве
- Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
- Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики
- Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе
- Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика
- Содержание и задачи работы психолого-медико-педагогических комиссий
- Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
- Методики диагностики развития основных видов деятельности;
- Методики диагностики познавательных процессов ребенка и интеллекта в целом;
- Диагностика эмоционально-волевой сферы;
- Методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;
- Методики диагностики школьной осведомленности.
- Методики социально-психологического исследования классного коллектива
- Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе
- Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики
- Тема 5. Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
- Структурный подход к психологическому изучению взрослого человека
- Диагностика личностной зрелости человека: специфика, методики
- Диагностика интеллектуального развития взрослых
- Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании
- 6. Осуществление психодиагностики личностной зрелости
- Тема 6. Критерии и методы диагностики развития личности на этапе поздней зрелости
- Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе поздней зрелости
- Диагностика интеллектуальной и личностной сферы пожилых людей: подходы, специфика, методики
- Тема 7. Психодиагностический процесс
- 1. Психодиагностический процесс
- 2. Этапы и проведение психодиагностического исследования
- 3. Словарь терминов
- 4. Особенности использования психодиагностических данных
- 5. Классификация психодиагностических методик
- 6. Требования к психодиагностическому инструментарию
- 7. Психометрические характеристики теста
- 8. Надежность
- 9. Валидность
- 10. Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
- 11. Модели Интеллекта
- 12. Тестовые методы исследования Интеллекта
- 15. Способности и их диагностика
- 14. Уровень успеха и его оценка
- 15. Теории личности как основа психодиагностики
- 16. Теоретические основы диагностики личности
- 17. Диагностические методы исследования личности
- 18. Опросники как методики исследования личности и их специфика
- 19. Психодиагностическое изучение некоторых аспектов личности
- 20. Особенности проектного метода как способа исследования личности
- 21. Источники развития проектного метода
- 22. Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
- 23. Основные теоретические положения исследования межличностных отношений
- 24. Особенности исследования межличностных отношений
- 25. Социометрия