44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
Главная цель работы психолога в системе образования – осуществление индивидуального подхода к учащимся. Психопросвещение: 1. психологический ликбез для участников педагогического процесса с целью повышения психологической компетенции их всех. 2. формирование готовности к работе с психологом (формирование запроса). 3. Поиск взаимопонимания и коллегиальных форм решения проблем школы. 4. Гуманизация образования (смена критериев обучения, в центре – индивидуальный подход к личности ребенка) – лекции, семинары, педагогические консультации, групповые занятия, родительский собрания. Практический аспект: Цель – предупреждение, диагностика, коррекция трудностей и недостатков. Диагностика, коррекция, консультирование, психопрофилактика. 1. Оказание помощи детям: психологическая готовность к школе, комплектование классов, проблема преемственности начальной и средней школы, адаптация к школе, выявление, коррекция и диагностика детей группы риска, профориентация, консультирование подростков. 2. Оказание помощи учителям: анализ учебного процесса, индивидуальное консультирование учителей. 3. Работа с семьей, семейное консультирование. 4. Помощь администрации. 5. Общешкольные тестированияанкетирования. Исследовательский аспект: Цель – развитие самой психологической службы, ее методологического аппарата, совершенствование путей реализации (банк данных, психологическая библиотека, психологический кабинет, оформление стендов, ведение документации). Методологическая деятельность психолога: Цель – саморазвитие, самосовершенствование (учеба, повышение квалификации, профессиональное общение, рефлексия явственной деятельности, самоанализ). Отметка – это балльная фиксация степени ЗУНов учащихся, ориентированный на эталонный показатель. Оценка – это составление представлений, суждений о результатах деятельности и личности учащегося. Оценка – это особая форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты и т.д. (словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо). Виды педагогических оценок: можно разделить на классы. 1. Предметные – то, что делает ребенок, но не касается его личности. 2. Персональные – относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества. 3. Материальные – включают разнообразные способы материального стимулирования детей. 4. Моральные – похвала или порицание характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. 5. Результативные – относятся к конечному результату деятельности. 6. Процессуальные – оценки, относящиеся к процессу. 7. Количественные – соотносятся с объемом выполненной работы. 8. Качественные – касаются качества выполнения работы. Кроме учебных успехов стимулируются «воспитательные успехи» это внимание, одобрение, признание, поддержка, награда, усиление социальной роли, престижа и статуса. Главный принцип оценки: 1. несравнение с другими; 2. не злоупотребление плохими отметками; 3. отрицательным оценкам должны предшествовать положительные; 4. использование разнообразных оценок; 5. не фиксировать внимание на отрицательных отметках. Виды педагогических оценок: другая классификация 1. Личностные – оценивается продвижение ребенка относительно самого себя. Самые эффективные, т.к. не вызывают завести, тревоги, нет конкуренции. 2. Сопоставительные – ребенка сравнивают с кемто. Самые неэффективные. 3. Нормативные – достижения ребенка сравниваются с безличной нормой. Существуют возрастные особенности восприятия педагогической оценки. Основные тенденции возрастного изменения педагогической оценки: 1. с возрастом растет понимание необходимости приобретения новых ЗУНов; 2. увеличивается значимость определенных качеств личности; 3. возрастает роль социальнопсихологических стимулов; 4. намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних. Младший школьный возраст – не первый план выступают стимулы, связанные с ЗУНами и социальнопсихологические стимулы. Наиболее значима оценка учителя. Подростковый возраст – ситуация меняется, большая реакция на оценки сверстников и друзей. Старший школьный возраст – вновь возрастает значимость педагогической оценки и меняется их иерархия. Более существенны становится оценки личностного плана, чем оценки ЗУНов. Педагогические оценки преломляются через самооценку и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки получаемые со стороны – это является признаком перехода на высший уровень личностной зрелости.
- 1. Общая характеристика мышления: виды, типы мышления, мыслительные операции.
- 8.Психические процессы. Эмоции и чувства. Воля.
- 9.Деятельность. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика.
- 10.Общение. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
- 11.Социально-психологическая характеристика малых групп.
- 1.2 Структура малой группы
- Глава 2 Место индивида в малой группе
- 2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
- 2.2 Лидерство и руководство в малых группах
- 2.3 Конфликты в малых группах
- 12.Понятие групп и коллектива. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом
- 13.Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе.
- 14.Психологическое консультирование: виды и формы работы.
- Виды психологического консультирования
- 15.Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- 17. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешенияконфликтов в педагогическом процессе.
- 18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- 19. Семья как фактор социализации личности. Семейное воспитание. Типы семейных отношений.
- 20. Система образования в Российской Федерации.
- 21.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- 22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
- 23. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
- § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
- § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- 24. Ктд и.П.Иванова
- 25. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
- 26. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
- 27. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
- 27. Система методов обучения в школе.
- 28.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
- 30. Педагогические взгляды я. А. Коменского.
- 31.Педагогические идеи ж.- ж. Руссо.
- 32. Педагогические теории л.Н. Толстого.
- 33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- 34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- 35. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- 36. Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- 37. Общая характеристика «теории деятельности» а.Н. Леонтьева
- 38. Психологические взгляды сл. Рубинштейна.
- 39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- 40. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- 41. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
- 42. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста.
- 44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.