logo
ПСИХОЛОГИЯ

33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.

«Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек Гражданин. Все для других. Для себя ничего». Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс. Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка. Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» - вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу – «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» - писал И.Г. Песталоцци. Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования. В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется. В 1775 г., он предпринимает новую попытку оказания помощи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей «Учреждение для бедных». Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких станках. Он также обучает детей письму, чтению, счету. Тем самым Песталоцци, одним из первых, стремился осуществить соединение обучения с производительным трудом. Через некоторое время педагогически запущенные дети, стали неузнаваемы в физическом, интеллектуальном и моральном развитии. Однако приют не смог себя окупить за счет детского труда, а личных средств хватило лишь до 1780 г. С этого момента наступает 18-ти летний период вынужденного перерыва, заполненный литературной деятельностью и практическим подтверждением своих художественно-педагогических идей. Песталоцци автор многих педагогических трудов, которые принесли ему мировую известность и признание, - «Лингардт и Гертруда» (1781 – 1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826). В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» автор развивает свои мысли об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Сюжет популярного четырехтомного произведения был предельно прост. Действия романа разворачиваются в обыкновенной деревне, где глава деревни – трактирщик, пастор, помещик и местный учитель были людьми невежественными и мало интересующими жизнью крестьян. Но сменившие их молодой помещик, новые пастор и учитель перестраивают жизнь в деревне. Простая крестьянская женщина – Гертруда, благодаря своему трудолюбию, рассудительности, настойчивости и терпению сама занимается воспитанием своих детей и спасает своего мужа от пьянства и лени. Постепенно в круг влияния новых идей вовлекаются соседи, и таким образом происходит преображение целой деревни. Идеи этого романа были созвучны настроениям передовых общественных сил того времени. В романе он стремился раскрыть основания народной педагогики, которые усматривал в народном языке, в религии, в традициях семейного воспитания, в укладе народной жизни, то есть в той среде, где живет ребенок. Законодательное собрание революционной Франции удостоило Иоганна Песталоцци звания почетного гражданина республики в числе 18 иностранцев. Произошедшая в 1798 г. буржуазная революция в Швейцарии побудила педагога к более активной деятельности. По заданию правительства он организует в городе Станце приют для детей-сирот, где начинает опыты упрощенного обучения, направленные на использование таких методов, с помощью которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. Затеи создает институт (интернат) в Бургдорфе, который в связи с резко изменившейся политической ситуацией вынужден был переехать в Ивердон, французскую часть страны. Ивердонский институт, состоящий из средней школы и учреждения для подготовки учителей, просуществовал с 1805 по 1825 г. и приобрел мировую известность. Помимо швейцарцев здесь учились молодые люди из Германии, России, Англии, Франции, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели, выдающиеся деятели современности. Но успех не радовал Песталоцци, потому что теперь его знания, опыт использовались не для народных масс. Контингент института в основном составляли дети аристократов, помещиков и других зажиточных слоев общества. В 1825 г. разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, где полвека назад начиналась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет последнюю работу под символическим названием «Лебединая песня» (1826) - итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. Произведение состоит из двух частей: в одной раскрывается сущность идеи элементарного образования – развивающего школьного обучения, а в другой делается попытка установить причины, по которым ему не удалось полностью ее осуществить. Скончался И.Г. Песталоцци в 1827 г. Избавление социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные силы, что в дальнейшем избавит их нужды. Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить». Песталоцци одним из первых поставил задачу психологизации обучения, в основу которого положена наглядность и учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Процесс обучения, должен быть направлен не столько на накопление знаний, а на развитие умственных способностей ребенка. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному. Свою теорию формирования личности Песталоцци назвал элементарной по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного развития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Усваивая простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, человек познает мир. Эти элементы – исходные для любого обучения: число, форма, слово. В первоначальном обучении числу соответствует счет (единица), форме соответствует измерение (прямая линия), слову – речь (звук). Таким образом, первоначальное элементарное обучение означало умение измерять, считать и владеть речью. Во-вторых, теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка. Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье в раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике. Песталоцци создал определенную «азбуку умений», освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили такие элементарные физические упражнения - бить, толкать, бросать, носить и др. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения. Одним из первых Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники трудились в поле, работали на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету, письму. Однако, как показала история, подобное объединение обучения и производительного труда у Песталоцци носило механический характер, но идея, высказанная и реализованная педагогом, была прогрессивной и намного опередила свое время. Песталоцци критиковал современную ему профессиональную и трудовую подготовку молодежи. Он полагал, что правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми. Нравственное воспитание является центром всего воспитания. По мнению педагога, нравственное воспитание осуществляется в результате постоянных упражнений ребенка в благих делах, приносящих пользу другим людям. Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Особое значение в воспитании нравственности занимают школа и учителя ребенка. В школе отношения должны строиться, по мнению Песталоцци, на основе искренности, открытости, духовности, терпения и безграничной любви и веры учителя к своим ученикам. Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием, поэтому Песталоцци был сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций. В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи: - развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей; - выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах; - формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений. Учение Песталоцци об умственном воспитании заслуживает особого внимания. Великому педагогу принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего и развивающего обучения. Он считал, что «обучение должно быть подчинено воспитанию, а учитель должен вырабатывать в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд уже готовые знания». Критикуя современную ему школу за книжность, отрыв от жизни, Песталоцци предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественными потребностями ребенка в знаниях и ощущениях, опираясь на чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. В отличие от своих предшественников Песталоцци предлагал расширенную трактовку принципа наглядности, признавая его основой обучения и дав ему глубокое психологическое обоснование. Большая заслуга И.Ф. Песталоцци заключается в том, что он разработал основы частных методик начального обучения, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. В основу методики преподавания родного языка был положен принцип развития речи ребенка. Овладение родной речью предшествует обучению другим предметам, поскольку язык «является воспроизведением всех впечатлений… и дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия». Обучение родному языку связывалось с наглядностью и сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Песталоцци выделил в слове основной элемент звук и предложил звуковой метод обучения грамоте, тогда как в то время повсеместно господствовал громоздкий буквослагательный метод, посредством которого было весьма сложно научить читать и писать. Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий – элементов букв. Рисование и зарисовка должны были подготовить руку ребенка к обучению письму. Особое внимание при обучении письму на начальном этапе Песталоцци уделял внимание орфографической зоркости и развитию речи. Предлагал учить писать на специальных аспидных досках, на которые легко наносились и стирались записи. Исходным и принципиальным моментом при изучении формы у Песталоцци служит прямая линия. Познакомившись с прямой линией и ее свойствами, великий педагог рекомендовал последовательно формировать у детей представления о параллельных линиях, углах, образуемых двумя прямыми линиями, квадрате и делении его на части, кривых линиях и ограниченных ими фигурах (круг, овал). Изучение детьми формы происходило в неразрывной связи с обучением их счету. Так, деление квадрата на части помогало формированию представлений ребенка о соотношении целого числа и его частей. Таким образом, просто и наглядно усваивалась тема «Доли и дроби». Простейшим элементом числа вводилась единица. Путем последовательного прибавления единицы и вычитания Песталоцци стремился создать в сознании учащихся правильное представление о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы. Методику обучения детей арифметике Песталоцци строил на широком применении наглядности, развитии сознательности и активности. Он рекомендовал учителям, обучая детей арифметическим действиям, применять камешки, горошины, палочки и другой наглядный материал. Для обучения математике Песталоцци создал и внедрял в практику специальный дидактический материал «арифметический ящик», который применяется и в настоящее время. Его ученики 8 – 10 лет демонстрировали высокие знания в области математики. Дети прекрасно считали в уме и решали сложные задачи, не прибегая к обозначению чисел цифрами и каким-либо другим записям. Таким образом, можно заключить, что И.Г. Песталоцци наметил широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические рекомендации к ее практическому осуществлению. Открытые им мастные методики начального образования широко применимы и в наши дни. Сформулированные Песталоцци педагогические идеи дали толчок развитию дидактики начального обучения и педагогики XIX века. Так, практическая реализация идей Песталоцци получила в педагогической деятельности английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771 – 1858), создателя первой коммунистической колонии, построенной на принципах равенства людей. В школе, действовавшей в колонии было четыре образовательных ступени. Школа для самых маленьких детей от 1 года до 5 лет была прообразом первых дошкольных учреждений той поры (ясли, детский сад). Оуэн предложил широкую образовательную программу обучения для детей рабочих. Свои педагогические взгляды Оуэн обобщил в очерках «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), где развил идею о соединении обучения с производительным трудом, которую применил на практике. Фридрих Вильгельм Фребель (1782 – 1852) также занимался вопросами создания системы дошкольного воспитания. Он положил в основу своих педагогических взглядов идеи великого швейцарского педагога-демократа. Фребель ввел в педагогический лексикон понятие «детский сад» (1840), цель которого развитие природных особенностей детей, определил содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста, подчеркивал огромное значение воспитательное и образовательное значение игры, которую называл «высшей ступенью детского развития». Немецкий педагог предложил специальный дидактический материал – так называемые «дары Фребеля» (мяч, шар, цилиндр, кубы), развивавшие у детей навыки конструирования, понятия формы, величины, пространственных отношений. Его целостная методически разработанная и практически оснащенная система общественного дошкольного воспитания получила дальнейшее всемирное признание и распространение.