22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Слово «система» буквально (по-древнегречески) означает соединение – целое, составленной из частей. Так что воспитательная система – это целостность, которую мы считаем известной, понятной в общем и целом. Но не в деталях. У В.И. Даля система определяется как план, порядок расположения частей целого устройства. В последнее время наряду с понятием «система» стало употребляться и довольно широко применяются понятия: «концептуальная модель в образовании», «образовательная модель» и др. Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем. При системном подходе берется вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, сориентированные на достижение цели в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. Такую роль в воспитательной системе выполняет коммуникационный компонент. Даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения. Каждый крупный компонент воспитательной системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального воспитательного эффекта. В числе других постоянных компонентов всех педагогических (воспитательных)систем выделим: цели (смысл) функционировании системы. Главная цель, как известно, — формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях; содержательное наполнение процессов и сопроцессов. Здесь сосредоточено все, что будет способствовать достижению цели; организация (формы и методы) процесса. Объединяет все, относящееся к функционированию системы (течению процессов); побуждение (мотивация) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов; продукты (результаты) функционирования системы. Здесь, прежде всего, важен контроль их количества и качества, диагностика воспитанности. Прежде господствовала воспитательная система, которую называли авторитарной, плановой, командно-административной, бюрократической. Она подавляла инициативу воспитанников, не допускала отклонений, индивидуальности. Плановая ВС предполагает движение по установленным свыше административным планам, даже если они оказывались невыполнимыми или абсурдными. В воспитательно-образовательной системе этот стиль был определяющим. Оптимальными демократическими называются системные условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств воспитателей и воспитанников. Воспитательное пространство – культурная среда, природа, искусство, предметное окружение ребенка, уровень культуры воспитателей, родителей, этнический культурный опыт, накопленный человечеством, соседство, улица, группы сверстников, средства массовой коммуникации, СМИ (телевидение, Интернет, мультпродукция, фильмы, пресса, книжные издания и др.). Все это имеет стихийное воспитательное влияние. Воспитательная система призвана привлекать к содержанию и контролировать стихийные воспитательные воздействия воспитательного пространства.
- 1. Общая характеристика мышления: виды, типы мышления, мыслительные операции.
- 8.Психические процессы. Эмоции и чувства. Воля.
- 9.Деятельность. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика.
- 10.Общение. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
- 11.Социально-психологическая характеристика малых групп.
- 1.2 Структура малой группы
- Глава 2 Место индивида в малой группе
- 2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
- 2.2 Лидерство и руководство в малых группах
- 2.3 Конфликты в малых группах
- 12.Понятие групп и коллектива. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом
- 13.Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе.
- 14.Психологическое консультирование: виды и формы работы.
- Виды психологического консультирования
- 15.Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- 17. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешенияконфликтов в педагогическом процессе.
- 18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- 19. Семья как фактор социализации личности. Семейное воспитание. Типы семейных отношений.
- 20. Система образования в Российской Федерации.
- 21.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- 22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
- 23. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
- § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
- § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- 24. Ктд и.П.Иванова
- 25. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
- 26. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
- 27. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
- 27. Система методов обучения в школе.
- 28.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
- 30. Педагогические взгляды я. А. Коменского.
- 31.Педагогические идеи ж.- ж. Руссо.
- 32. Педагогические теории л.Н. Толстого.
- 33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- 34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- 35. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- 36. Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- 37. Общая характеристика «теории деятельности» а.Н. Леонтьева
- 38. Психологические взгляды сл. Рубинштейна.
- 39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- 40. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- 41. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
- 42. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста.
- 44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.