34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым директором школы" Сухомлинский писал "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы. В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (вожатых и воспитанников) объединены стремлением к общественно-значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
- 1. Общая характеристика мышления: виды, типы мышления, мыслительные операции.
- 8.Психические процессы. Эмоции и чувства. Воля.
- 9.Деятельность. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика.
- 10.Общение. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
- 11.Социально-психологическая характеристика малых групп.
- 1.2 Структура малой группы
- Глава 2 Место индивида в малой группе
- 2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
- 2.2 Лидерство и руководство в малых группах
- 2.3 Конфликты в малых группах
- 12.Понятие групп и коллектива. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом
- 13.Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе.
- 14.Психологическое консультирование: виды и формы работы.
- Виды психологического консультирования
- 15.Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- 17. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешенияконфликтов в педагогическом процессе.
- 18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- 19. Семья как фактор социализации личности. Семейное воспитание. Типы семейных отношений.
- 20. Система образования в Российской Федерации.
- 21.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- 22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
- 23. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
- § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
- § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- 24. Ктд и.П.Иванова
- 25. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
- 26. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
- 27. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
- 27. Система методов обучения в школе.
- 28.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
- 30. Педагогические взгляды я. А. Коменского.
- 31.Педагогические идеи ж.- ж. Руссо.
- 32. Педагогические теории л.Н. Толстого.
- 33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- 34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- 35. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- 36. Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- 37. Общая характеристика «теории деятельности» а.Н. Леонтьева
- 38. Психологические взгляды сл. Рубинштейна.
- 39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- 40. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- 41. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
- 42. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста.
- 44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.