§ 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.
- 1. Общая характеристика мышления: виды, типы мышления, мыслительные операции.
- 8.Психические процессы. Эмоции и чувства. Воля.
- 9.Деятельность. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика.
- 10.Общение. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
- 11.Социально-психологическая характеристика малых групп.
- 1.2 Структура малой группы
- Глава 2 Место индивида в малой группе
- 2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
- 2.2 Лидерство и руководство в малых группах
- 2.3 Конфликты в малых группах
- 12.Понятие групп и коллектива. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом
- 13.Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе.
- 14.Психологическое консультирование: виды и формы работы.
- Виды психологического консультирования
- 15.Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- 17. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешенияконфликтов в педагогическом процессе.
- 18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- 19. Семья как фактор социализации личности. Семейное воспитание. Типы семейных отношений.
- 20. Система образования в Российской Федерации.
- 21.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- 22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
- 23. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
- § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
- § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- 24. Ктд и.П.Иванова
- 25. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
- 26. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
- 27. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
- 27. Система методов обучения в школе.
- 28.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
- 30. Педагогические взгляды я. А. Коменского.
- 31.Педагогические идеи ж.- ж. Руссо.
- 32. Педагогические теории л.Н. Толстого.
- 33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- 34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- 35. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- 36. Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- 37. Общая характеристика «теории деятельности» а.Н. Леонтьева
- 38. Психологические взгляды сл. Рубинштейна.
- 39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- 40. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- 41. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
- 42. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста.
- 44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.