Основные закономерности и принципы гуманистической педагогики.
Гуманистическая педагогика как одна из направлений в современной теории и практике воспитания. Главная цель и задачи процесса воспитания с позиции гуманистической педагогики.
Педагогические закономерности: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности; единство и взаимосвязь воспитания и развития личности; закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника; ребёнок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния; воспитательный процесс эффективен, если ребёнок в нём воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру и т.д.
Основные принципы гуманистической педагогики: принцип природосообразности педагогического влияния; принцип культуросообразности воспитания; принцип социосообразности воспитания; принцип свободосообразности воспитания; принцип амбивалентности; принцип контекста в воспитании; принцип любви в воспитании; принцип взаимной открытости педагога и ребёнка; принцип глубинного общения в воспитании; принцип безоценочности, безусловности принятия ребёнка в воспитании; принцип эмпатийности понимания; принцип приоритета духовной поддержки над коррекцией поведения в воспитании; принцип ненасилия и непримиримости к насилию над ребёнком; принцип полисемичности воспитания; принцип взаимного воспитывающего влияния педагога и ребёнка; принцип полисубъектности воспитания; принцип целостности воспитания; принцип идеологичности воспитания; принцип ценности творческого непослушания; принцип права воспитанника на ошибку; принцип человекоцентризма в воспитании; принцип ориентации на саморазвитие ребёнка; принцип опережающего саморазвития педагога.
- Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 033300 «безопасность жизнедеятельности»
- Пояснительная записка
- Учебно-материальная база кабинета по обж в образовательных учреждениях. Использование современных технических средств обучения на уроках обж.
- 11. Виды, формы и организация качества контроля по обж. Оценка и ее функции.
- Требования безопасности при проведении внеклассных внешкольных мероприятий. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.
- Обеспечение безопасности образовательного учреждения (физическая, технические средства охраны).
- 14. Законодательство рф в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Цели рсчс по защите населения.
- Военная доктрина рф. Виды Вооруженных Сил, их функции, задачи и роль в системе национальной безопасности.
- Понятие о воинской службе. Содержания и мероприятия допризывной подготовки.
- 18. Ядерное оружие как оружие геополитического статуса. Поражающие факторы ядерного взрыва
- Понятие об опасности и безопасности. Безопасность в системе «Природа-Общество-Человек».
- Информационная безопасность и ее значение для национальной безопасности рф. Защита интеллектуальной собственности, деловой информации и сведений составляющих государственную тайну.
- Техника безопасности на производстве, ее задачи и значение.
- Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена работника и учащегося.
- Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.
- 5. Терроризм и его проявления. Действия в экстремальных ситуациях социального характера.
- 6. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм и меры противодействия.
- 7. Социальные конфликты, их природа и последствия. Мероприятия по предупреждению и прогнозированию опасных ситуаций.
- 8. Здоровый образ жизни и его составляющие. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.
- 9. Злоупотребления токсичными веществами, алкоголизм, наркомания в современном мире. Профилактика. Факторы, разрушающие здоровье
- 10. Классификация и причины пожаров, действия и правила пожаротушения. Требования к пожарной безопасности городского и сельского жилища.
- 11. Лесные и торфяные пожары и их последствия. Профилактика пожаров.
- 12. Современные средства поражения и их поражающие факторы, средства индивидуальной и коллективной защиты.
- 13. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Их классификация и закономерности проявления.
- 14. Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чс техногенного происхождения.
- 15. Основы экологической безопасности рф. Источники опасности, причины их возникновения. Экологические проблемы современности пути их решения
- 16. Природные чс геологического характера и меры по защите населения.
- 17. Природные чс гидрологического и метеорологического происхождения. Меры по защите населения.
- 18. Природные чс биологического происхождения. Меры по защите населения.
- 19. Безопасность в общественном транспорте. Правила поведения пассажиров а общественном транспорте.
- 20. Безопасность на улицах и дорогах. Участники дорожного движения и общие правила их поведения.
- 21. Автономное существование в различных климатических зонах. Способы обеспечения жизнедеятельсти и правила поведения при вынужденном автономном существовании.
- II. Педагогика
- Сельская школа (в том числе и малокомплектная). Её особенности и проблемы.
- Дифференциация в обучении и её осуществление в современных условиях.
- Методическая работа в школе.
- Система образования в России. Школы нового типа.
- Инновационные процессы в современной школе.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Внутришкольное планирование и его роль в развитии школы.
- Детское движение: его история и современные проблемы.
- 9. Воспитывающий характер обучения: история и современность ( и.Ф. Гербарт, к. Д. Ушинский, в. А. Сухомлинский, е.Н. Ильин, ш.А. Амонашвили и др.).
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о семейном воспитании. Современные проблемы семейного воспитания.
- Основные закономерности и принципы гуманистической педагогики.
- Объект, предмет и методология педагогической науки. Категории педагогики.
- Профессия педагога, её социальная значимость. Общая и профессиональная культура педагога. Требования гос к личности и профессиональной компетентности педагога.
- Закономерности и противоречия целостного педагогического процесса.
- 1. Вопрос: Особенности педагогического общения.
- 2. Вопрос: Влияние эмоций на учебную деятельность школьников. Регуляция эмоциональных состояний.
- 3. Темперамент. Учет свойств темперамента в учебной деятельности.
- 4. Понятие «обучение», «обученность», «обучаемостъ». Теории развивающего обучения (л.С. Выготский, в.В. Давыдов, л.В. Занков).
- 5. Характер. Влияние характера на поведение. Характер » учебная деятельность.
- 6. Внимание. Особенности проявления свойств и видов внимания в учебной деятельности.
- 7. Память. Особенности использования различных видов памяти в учебной деятельности.
- 8. Мышление. Основные виды мышления и мыслительные операции. Развитие мышления в процессе учебной деятельности.
- 9. Психология групп. Лидерство и руководство в группе. Учитель как организатор классного коллектива.
- 10. Психологические особенности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 11. Психологические особенности обучения детей подросткового и