7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
Человечество за многие тысячелетия
своего существования все еще
не научилось учиться.
И.Ефремов
Волович Марк Бенцианович — профессор московского педагогического университета, доктор педагогических наук.
Классификационные параметры
По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: интериоризаторская. По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления познавательной деятельностью: программное управление. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: дидактоцентрическая. По преобладающему методу: программированное обучение. По направлению модернизации: на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования материала. По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации
• Эффективное усвоение программных ЗУН.
Концептуальные положения
И.П.Павлов: ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению рефлекса (знания).
Л. С. Выготский: мышление - результат интериоризации практических действий и свойственной им логики.
П.Я.Гальперин: понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как «свернутый в языке» процесс внешней предметной деятельности (см. п. 2.З.).
Интериоризация (присвоение) деятельности в онтогенезе происходит в четыре этапа:
1) материальное действие с реальными предметами;
2) действие в громкой речи с образами (без предметов);
3) действие «во внешней речи про себя» (четко осознаваемое);
4) действие «во внутренней речи без слов» (неосознаваемое).
Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД).
Возможны 3 типа соотношения ООД и ученья (системы исполнения заданий - СИ):
1) При недостающей информации (ООД < СИ) получаются методы проб и ошибок, догматические.
ООД дается в готовом виде - это ситуация объяснительно-иллюстративных методик.
При ООД = СИ
3) ООД формируется (добывается) в самостоятельной работе - это развивающие, проблемные методы.
Успешность усвоения обеспечивается правильной организацией ориентировочной основы действий.
Особенности содержания и методики
Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.
С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.
При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспектами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.
Носителями тестов являются тетради с печатной основой.
Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами.
В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые броские, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я.Гальперин).
В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.
В учебном процессе используется четырехурочный цикл.
1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знаний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с ТОО) и, наконец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения.
2)Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.
3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.
4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от контроля к самоконтролю.
Литература
1. Волович М.5. Вес это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) // Народное образование. - 1989. - № 10.
2. Волович М.Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) // Народное образование. - 1989. - № 9.
3. Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. - М., 1995.
4. Волович М.Б. Наука обучать. - М.: Лайма-пресс, 1995.
5. Волович М.Б. Система ориентиров - условие успешности обучения // Советская педагогика. -1988. -№ 4.
6. Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. — М.: Аквариум, 1996.
7. Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. — М., 1996.
8. Гальперин Я.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М,, 1988.
10. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. — М.: Просвещение, 1985.
- Профессиональная педагогическая библиотека
- Современные образовательные технологии
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- 4. Особенности содержания образования:
- 5. Процессуальная характеристика:
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 3. Горюнова л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1903. - м 1.
- 6.6. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в д. Шадриков)
- 1. Индивидуальная
- 6.8. Групповые технологии
- 1) Подготовка к выполнению групповою задания.
- 5) Заключительная часть.
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе. Дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.ВТарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц – уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- VIII. Частнопредметные педагогические технологии
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г Хазанкин)
- Частнопредметные педагогические технологии
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе) '
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- Сравнительные представления технологии
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения
- III Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (п.С.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Целевые ориентации
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий