1.4. Способы умственных действий (суд)
Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию - синтез науки, техники, культуры, искусства.
Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации - это мышление.
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи - являются базой, средством для мышления.
Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:
1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;
2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент и др;
3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;
4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические) и разумно-теоретические (диалектике-логические, по В.В.Давыдову).
Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (Якиманская И.С.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.
Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются:
I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.
II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.
III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.
IV. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.
V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в расширительном значении, включающем и внешние действия, и общеучебные умения).
На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так насыпаемая «обучаемость* ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретикие и практические задачи.
- Профессиональная педагогическая библиотека
- Современные образовательные технологии
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- 4. Особенности содержания образования:
- 5. Процессуальная характеристика:
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 3. Горюнова л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1903. - м 1.
- 6.6. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в д. Шадриков)
- 1. Индивидуальная
- 6.8. Групповые технологии
- 1) Подготовка к выполнению групповою задания.
- 5) Заключительная часть.
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе. Дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.ВТарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц – уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- VIII. Частнопредметные педагогические технологии
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г Хазанкин)
- Частнопредметные педагогические технологии
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе) '
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- Сравнительные представления технологии
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения
- III Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (п.С.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Целевые ориентации
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий