1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы -приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.
сдп
Трудовые знания, умения и навыки
естественнонаучные
политехнические
операционные (специальные)
мастерство
культура труда
Трудолюбие
активность
прилежность
потребность
готовность
сознательность
усердие
воля
J
Трудовая нравственность (восвщ-ашость)
отношение к труду
взаимоотношения в
процессе деятельности
профориентированность
стимулы (ценности)
отношение к результатам деятельности
Рис. 2. Структура качеств действенно-практической сферы личности
12
- Профессиональная педагогическая библиотека
- Современные образовательные технологии
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- 4. Особенности содержания образования:
- 5. Процессуальная характеристика:
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 3. Горюнова л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1903. - м 1.
- 6.6. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в д. Шадриков)
- 1. Индивидуальная
- 6.8. Групповые технологии
- 1) Подготовка к выполнению групповою задания.
- 5) Заключительная часть.
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе. Дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.ВТарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц – уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- VIII. Частнопредметные педагогические технологии
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г Хазанкин)
- Частнопредметные педагогические технологии
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе) '
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- Сравнительные представления технологии
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения
- III Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (п.С.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Целевые ориентации
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий