logo
Кн Селевко Г К консп

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к ду­ховному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного при­страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрыв­но связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы -приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

сдп

Трудовые знания, умения и навыки

естественнонаучные

политехнические

операционные (специальные)

мастерство

культура труда

Трудолюбие

активность

прилежность

потребность

готовность

сознательность

усердие

воля

J

Трудовая нравственность (восвщ-ашость)

отношение к труду

взаимоотношения в

процессе деятельности

профориентированность

стимулы (ценности)

отношение к результатам деятельности

Рис. 2. Структура качеств действенно-практической сферы личности

12