logo
Дидактика 6 / 14 гл

4. Критерии оценки педагогических инноваций

Процесс создания, освоения и внедрения педагогических инноваций предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного новшества. Исследования Ю. К. Бабанского, В.И.Загвязинского, Л.С.Подымовой, П.И.Пидкасистого, Н.М.Таланчука, Ф.Ш.Терегулова, Н.Р.Юсуфбековой и других дают представление о совокупности критериев. Выделяют следующие критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения в массовом опыте. Рассмотрим каждый из критериев.

Основным критерием инновации является новизна, это свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Новизна относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного учителя, может не быть новым для другого. Новизна, рождаясь в конкретное время, решает задачи конкретного периода, может быстро стать нормой, общепринятой массовой практикой, или устареть и стать тормозом развития. В науке выделяют следующие уровни новизны: новизна абсолютная (принципиально неизвестное, не имеющее аналогов), относительная (местная, частная, условная), псевдоновизна (стремление сделать не столько лучше, сколько иначе). Различают также субъективную новизну, когда объект нов для данного человека. Какое-то явление, предмет могут быть новыми для одного человека и не новыми для другого.

Следующий критерий эффективности педагогических инноваций - оптимальность, характеризующая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия - в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.

Данные критерии позволят отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Кроме этого, они создают основу для педагогического творчества.