8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля
1. Что такое новшество в образовании? Из приведенных ответов выберите правильный, обоснуйте свою точку зрения.
Новшество – это целенаправленно осуществляемое изменение в образовании с целью повышения его эффективности.
Новшество – это элемент педагогической действительности, нечто новое, специально спроектированное, разработанное.
Новшество тождественно понятию инновация, которое означает обновление, новинку, изменение.
Новшество - это новация в педагогическом процессе, принципиально новое, впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, обладающее объективной новизной.
2. Заполните пропуски, вписав определения следующих понятий:
Новшество – это …
Нововведение – это…
Инновация– это …
Инновационный процесс – это …
Инновационная деятельность – это …
3. Поясните, в чем сходство и различие понятий инновация и новшество? Можно ли эти понятия считать синонимами, приведите аргументы «за» и «против» этого.
4. Какие понятия являются по своему значению близкими к понятию «инновация»? Раскройте их сущность.
5. Перечислите существенные признаки инновационного процесса.
6. Для чего нужно классифицировать педагогические нововведения? Какие типы нововведений выделяют в педагогической литературе?
7. Всякие ли изменения в обучении являются нововведениями. Приведите примеры различных изменений в обучении, предложите их классификацию.
8. Назовите основные источники появления инноваций в образовании и дайте характеристику некоторым из них (3—4 по выбору).
9. Отличаются ли педагогические нововведения от аналогичных процессов в других сферах, например от технических инноваций? Если да, то чем, в чем их специфика?
10. По мнению известного дидакта и методолога В.И.Загвязинского «Новое в педагогике – это не только идеи, …но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало …». Согласны ли вы с точкой зрения автора, что новое заключает в себя прогрессивное. Соотнесите понятия старое, передовое, прогрессивное, современное и выделите признаки отличия их друг от друга.
11. Перечислите критерии оценки педагогических инноваций. Раскройте их сущность.
12. Приведите примеры двух инноваций в образовании, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности, если да, то какие? Обоснуйте, что это не случайные повторения, а именно закономерности.
13. Что такое авторская школа? Чем авторская школа отличается от инновационной и экспериментальной?
- Глава XIV Инновационные процессы в образовании. Авторские школы.
- 6. Инновационные процессы в образовании: исторический
- 1. Постановка вопроса
- 2. Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании
- 3. Классификации инноваций
- 4. Критерии оценки педагогических инноваций
- 5. Авторские школы: понятие и классификация
- Опорный конспект теоретической части главы XIV Инновационный процесс
- 6. Инновационные процессы в образовании: исторический анализ
- 7. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом
- 8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля
- 9. Задания для самостоятельной работы
- 10. Рефлексивный анализ
- 11. Литература