logo
Дидактика 6 / 14 гл

8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля

1. Что такое новшество в образовании? Из приведенных ответов выберите правильный, обоснуйте свою точку зрения.

  1. Новшество – это целенаправленно осуществляемое изменение в образовании с целью повышения его эффективности.

  2. Новшество – это элемент педагогической действительности, нечто новое, специально спроектированное, разработанное.

  3. Новшество тождественно понятию инновация, которое означает обновление, новинку, изменение.

  4. Новшество - это новация в педагогическом процессе, принципиально новое, впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, обладающее объективной новизной.

2. Заполните пропуски, вписав определения следующих понятий:

Новшество – это …

Нововведение – это…

Инновация– это …

Инновационный процесс – это …

Инновационная деятельность – это …

3. Поясните, в чем сходство и различие понятий инновация и новшество? Можно ли эти понятия считать синонимами, приведите аргументы «за» и «против» этого.

4. Какие понятия являются по своему значению близкими к понятию «инновация»? Раскройте их сущность.

5. Перечислите существенные признаки инновационного процесса.

6. Для чего нужно классифицировать педагогические нововведения? Какие типы нововведений выделяют в педагогической литературе?

7. Всякие ли изменения в обучении являются нововведениями. Приведите примеры различных изменений в обучении, предложите их классификацию.

8. Назовите основные источники появления инноваций в образовании и дайте характеристику некоторым из них (3—4 по выбору).

9. Отличаются ли педагогические нововведения от аналогичных процессов в других сферах, например от технических инноваций? Если да, то чем, в чем их специфика?

10. По мнению известного дидакта и методолога В.И.Загвязинского «Новое в педагогике – это не только идеи, …но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало …». Согласны ли вы с точкой зрения автора, что новое заключает в себя прогрессивное. Соотнесите понятия старое, передовое, прогрессивное, современное и выделите признаки отличия их друг от друга.

11. Перечислите критерии оценки педагогических инноваций. Раскройте их сущность.

12. Приведите примеры двух инноваций в образовании, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности, если да, то какие? Обоснуйте, что это не случайные повторения, а именно закономерности.

13. Что такое авторская школа? Чем авторская школа отличается от инновационной и экспериментальной?