logo
ПЕДАГОГИКА / раздел ВОСПИТАНИЕ 21

Содержание процесса воспитания

Воспитательная деятельность, или деятельность по реализации воспитательного процесса, достаточно своеобразна: её содержание – это специфический опыт человечества, наполняющий духовно-нравственный мир личности. Для характеристики этого содержания вводится понятие социальных идей – утверждений о ценностях и идеалах.

Ценностью может быть как явление внешнего мира (чувство, предмет, событие, поступок и т.п.), так и факт сознания (идеал, образ, идея, научная концепция). Ценность – это объект, который мы оцениваем. Оценка же есть интеллектуально-эмоциональный акт, являющийся результатом нашего оценочного отношения к этому объекту. В теории и практике воспитания важно учитывать, что только признаваемая в результате оценки ценность, осознаваемая и переживаемая в качестве таковой, способна выполнить ценностную функцию – функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении7.

В те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С. Л. Рубинштейн, "ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем". А ради чего мы живем? Что является самым ценным в жизни? Интересны в этом смысле результаты изучения ценностных ориентаций современных Санкт-Петербургских старшеклассников.

По материалам исследований…

«Наиболее важными (доминирующими) ценностями выпускники на протяжении нескольких лет исследования (с 1993 по 2007 г.г.) считают здоровье, семью, друзей, интересную работу, отношения с близким человеком. Наименее ценимы на протяжении всех лет исследования – власть и отдых. Молодые люди «ориентируются на круг проблем, значимых на этапе жизненного самоопределения. Поиск своего Я тесно сопряжен с ориентацией на поддержку ближайшего окружения, обеспечивающего внутреннюю гармонию и защищенность, при возрастающей роли материального фактора и вере в собственные силы».

Поиск своего места в жизни предполагает решение личностно-значимых проблем. При этом забота о глобальных проблемах (будущее государства, общества) отодвигается на второй план. Так, только 22% выпускников 2007 г. считает, что в жизни надо ставить трудные и высокие цели, а вот с утверждением, что необходимо ставить определенные цели, но реальные и посильные, согласились уже 74% школьников. Вера в собственные силы, надежда на себя, на свои способности – отличительная особенность поколения, вступающего в жизнь. Более 60% выпускников назвали самостоятельность и независимость в числе наиболее авторитетных качеств, которые определяют успех человека в жизни. При этом образование как самостоятельная ценность вообще не фигурирует в ответах, но рассматривается практически каждым выпускником как необходимое условие достижения успеха в жизни (так называемые инструментальные ценности). Следует обратить внимание, что в слагаемых авторитета честность и принципиальность оценивается не намного выше, чем умение выкрутиться из любой ситуации, а школьная успеваемость стоит на последнем месте и ценится значительно меньше, чем хорошие связи. Для большинства выпускников успешность ассоциируется с благополучной личной жизнью и хорошей работой.

Таким образом, можно сказать, что мир ценностей выпускников отражает жизненные реалии, расставляющие на свои места и эрудицию, и школьные успехи, и хорошие связи. В этом контексте независимость, самостоятельность, целеустремленность далеко не всегда наполняются гуманистическим смыслом. Ориентация «на себя» определяет и отдаленные планы молодых людей в их взаимоотношениях с обществом: значительная часть хотела бы жить за границей (более 30%)».

Прокомментируйте, выскажите своё мнение, поспорьте с авторами.

Источник исследования

Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007»): По материалам исследования динамики ценностных ориентаций выпускников петербургской школы:1993-2007 г.г. /Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: Фонд поддержки образования, 2007.

В современных условиях наиболее сложной и важной задачей воспитания является задача подготовки человека к пользованию основной ценностью демократического общества – свободой личности. Причем, свобода должна сочетаться с готовностью и способностью человека к саморегуляции поведения, в противном случае она превращается в насилие над другими членами общества.

По мнению современных мыслителей-гуманистов нужен глобальный этический стандарт как руководство человеческими действиями. Его цель в том, чтобы оградить каждого человека на планете от разрушительного воздействия происходящих вокруг процессов: «от подозрительности, непонимания, дискриминации, предрассудков, изгнания и нападений». Чтобы вместо этого он был «благословлен уважать, прощать, относиться с терпимостью, учиться и помогать друг другу». Предполагается, что основой такой Глобальной Этики должно стать уважение к Жизни и признание права каждого на жизнь.8

В 1995 году Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантность (терпимость). Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека».

«...Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, - подчеркивается в Декларации, - является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи... Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях»9.

Б.П. Битинас считает, что наиболее общее личностное образование, выражающее сущность содержания воспитания, - это воспитание духовности, как меры совершенства личности. Однако сегодня духовность часто понимается в контексте религиозного воспитания, в контексте религии. Все чаще и все громче звучат призывы о необходимости духовно-нравственного воспитания, имея в виду обязательное изучение основ православия в школе. В экспериментальном порядке в школе появилась дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики». Хотя, по мнению О. Н. Смолина и О. Е. Горькавой «… вопреки распространенному мнению, абсолютное большинство граждан России не могут быть отнесены к православным в строгом смысле этого слова. Хотя, согласно некоторым опросам, таковыми признают себя свыше 50 % всего населения, более глубокие исследования показывают, что преобладающей религиозно-философской ориентацией населения является синкретизм, включающий в себя, наряду с элементами православия, причудливую смесь верований и суеверий (экстрасенсы, инопланетяне, астрология, реинкарнация, фрагменты энерго-информационных концепций и т.п.), со строго православной точки зрения представляющихся, скорее, ересью и подвергаемых критике официальными идеологами русской православной церкви». По мнению авторов статьи ««дуэт» духовности и нравственности в данном контексте может рассматриваться как «дань» православию… и ведет к превращению православия в чисто ритуальную форму поведения..»10.

Напомним также, что, согласно Закону РФ «Об образовании», в нашей стране церковь отделена от государства и школы. Поэтому заслуживает внимания, на наш взгляд, мысль О.Н. Смолина о том, что духовность может интерпретироваться «как исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, “постматериальные”) ценности занимают высокое (или даже ведущее) место в ценностной иерархии общества и человека. Именно такой тип ориентации был характерен для российской культуры, причем как в досоветский, так и в советский периоды, для деятелей культуры различных политических направлений и религиозных верований».

Следует различать два аспекта ценностей. Первый означает социальную, человеческую значимость объектов действительности. В этом смысле различают материальные и духовные ценности, ценности потребления и созидания и т.д. Второй аспект – отношение субъекта к предметам и явлениям реальности, выраженное его ценностными ориентациями, социальными установками, качествами личности.

Основной вопрос, возникающий при определении содержания воспитания, - выбор системы ценностей. Существует неисчислимое количество ценностей, все они кажутся важными, большинство из них являются общечеловеческими. Однако любая ценность приобретает истинный смысл, только будучи включенной в определенную систему. Каждая система ценностей имеет иерархический характер, т.е. в ней есть высшая ценность.

Говоря о целях, мы рассмотрели одну из множества их классификаций. Рассуждая далее, учитывая, что цели определяют содержание деятельности, Б.П. Битинас выделяет три основных системы ценностей и соответствующие им виды содержания воспитания:

1. Воспитание, основанное на трансцендентных ценностях. Абсолютная ценность – высшее Существо. Базовые ценности: душа, бессмертие, посмертное счастье, вера, любовь, надежда, покаяние, искупление и др. Этот подход в воспитании имеет существенную слабость: смещение высших ценностей к посмертному существованию, вследствие чего принижается значимость подготовки воспитанника к реальной земной жизни.

2. Воспитание, основанное на социоцентрических ценностях. Высшая ценность – человечество в целом, представленное в больших и малых группах людей, объединенных по признакам пола, расы, социального положения, включающее отдельных людей, человеческую деятельность и ее продукты, т.е. культуру в широком смысле слова. Базовые ценности в этом случае: свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманность, солидарность, согласие и другие. Слабая сторона этого подхода: противоречие между эгоизмом и альтруизмом, что требует от личности жить в постоянном духовном напряжении.

3. Воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях. В этом случае высшая ценность – человеческая индивидуальность. Базовыми (наиболее важными) при таком подходе будут ценности: самореализации, автономности, удовольствия, пользы, искренности. Слабое место такого отбора содержания воспитания – постоянная угроза превращения высшей ценности в элементарный эгоизм.

Итак, при определении (проектировании) содержания воспитания мы сталкиваемся как с сильными, так и слабыми сторонами. Поэтому в реальной практике наблюдается стремление объединять сильные стороны указанных систем на основе общечеловеческих ценностей. Мы видим стремление выбрать в качестве ценностей общечеловеческие: Свобода, Земля, Мир, Человек, Любовь, Совесть, Доброта, Ответственность, Семья, Здоровье и т.п. Однако, любая кажущаяся прекрасной система ценностей, начинает отрицать сама себя. Например, абсолютизация ценности Человека приводит к элементарному эгоизму, а стремление к миру и взаимопониманию – к конформизму и приспособлению.

Следовательно, возможный выход при определении содержания воспитания – плюрализм. Суть его в том, что воспитанники имеют доступ к разным системам ценностей, им предоставляется право выбирать наиболее приемлемую для них. В этом случае становится неизбежным нравственное самоопределение личности при выборе цели и поиске смысла собственной жизни.

В концентрированной форме содержание воспитания выражается в виде системы целей воспитания, о которых мы уже говорили выше. В таком случае цель воспитания – это представление об идеальном воспитаннике как носителе определенной системы ценностей (Б.П.Битинас).

Как и в целях, в содержании процесса воспитания выделяется несколько уровней. Наиболее высокий уровень включает ценности и идеалы: общечеловеческие ценности (Мир, Земля, Любовь, Дружба, Человек), ценности общественные (Свобода, Справедливость, Совесть, Долг и т.п.), ценности того или иного слоя общества (группы), профессионального сообщества (Ответственность, Исполнительность, Компетентность и т.п.) и т.д. Далее представлены идеалы (общества, группы, сообщества), традиции, ритуалы и пр., т.е. то, что создает культурное лицо человечества и отдельных обществ, то, что развивается, изменяется, преобразуется и передается во времени, от поколения к поколению, позволяя воспроизвести человечество и человека. Это содержание составляется фундамент и основу воспитания.

За этим уровнем следует содержание, связанное с познанием реальности. Оно в большей мере отражено в материале учебных предметов в виде фактов, явлений, понятий, закономерностей, законов, научных принципов и т.д. Это содержание осваивается преимущественно на уроках, в процессе обучения.

Далее представлен уровень содержания воспитания, который составляет сущность внутреннего мира человека – это то, что человек знает о себе (мера самоосознания); эмоциональный, мотивационный, нравственно-смысловой потенциал человека как основания его жизнедеятельности. Наиболее глубинный пласт содержания этого уровня составляет жизненная философия человека.

Затем следует уровень моделей поведения человека. Это случаи достаточно стандартного позитивного проявления поведения человека, которые обычно называют общественно одобряемые или, как минимум, приемлемые. Необходимо отметить, что модели поведения могут быть более традиционными (часто используемые и встречающиеся в поведении), менее традиционными (необходимость проявления которых несравненно меньше), а также связанными с необходимостью необычных, возможно, острых проявлений (действий, отношений) человека в возникающих ситуациях. Последнее обычно называется ситуационным поведением.

К содержанию, связанному с формированием моделей поведения, примыкает и так называемое ролевое поведение, относящееся к выполнению человеком разных ролей, как профессиональных, так и социальных.

В современном воспитательном процессе особое значение приобретает содержание, помогающее человеку осмыслить себя, других, быстро меняющуюся реальность для принятия решений, общественно, личностно и профессионально значимых.

Отдельный пласт содержания воспитания составляет семейное воспитание. В семье ребенок осваивает первые (семейные) ценности, традиции, стиль и особенности общения, модели поведения, систему отношений людей (разного возраста, поколений), приобретает привычки, навыки, способы преодоления проблем, трудностей, получает первый опыт эмоционально-нравственного восприятия других и мира. Именно семья является наиболее сильным фактором воспитания в микросреде растущего человека.11

Необходимо сказать и о содержании самовоспитания, которое является, по сути, целью и вершиной воспитательного процесса. В самом общем виде самовоспитание включает осознание и формулирование человеком целей, задач, планов, перспектив своей личной, образовательной, будущей профессиональной жизни. К самовоспитанию относятся задачи и действия человека, связанные с совершенствованием себя, особенностей своего поведения, своей деятельности. Существует достаточно обширный раздел воспитания, который посвящен различным аспектам организации самовоспитания12.

Особый характер приобретает содержание, сфокусированное в педагогике перевоспитания. Она представляет собой воспитательную деятельность с трудными, педагогически запущенными детьми и подростками, которая имеет свою специфику13.

По материалам исследований…

По данным Института социально-политических исследований РАН, ценностные ориентации школьников старших классов за последние 10 лет все больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой, одновременно снижается интеллектуальный потенциал старшеклассников. Опасность представляют завышенные ожидания и самооценки старшеклассников.

Вместе с тем такие традиционные ценности как семейные, культурные и религиозные также широко распространены среди старшеклассников. Представления о моральной деградации школьников сильно преувеличены.

В целом формируется социально-активное, рассчитывающее на успех поколение, утратившее склонность к патернализму, расчет на помощь государства, которые были свойственны предыдущим поколениям. Но эта социальная активность зачастую ложно ориентирована и не опирается на реальное знание о том, что сегодня наиболее эффективно на рынке труда.

Источник исследования

Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007»): По материалам исследования динамики ценностных ориентаций выпускников петербургской школы:1993-2007 г.г. /Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: Фонд поддержки образования, 2007.

Составьте список из 3-4 вопросов известным Вам людям, укажите основания Вашего выбора этих людей (их может быть столько, сколько Вы посчитаете нужным). Представьте, что Вам предоставлена возможность побеседовать о жизненных ценностях такими авторитетными людьми как, например, известный политик, писатель, экономист, педагог, артист, художник и т.п. Какие вопросы Вы бы им задали? Представьте результаты Вашей работы в группе на практическом занятии.

Составьте на листе ватмана формата А3 коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.п., который бы давал наглядное представление о Вашей «идеальной» школе. Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях миссию и цели такой школы, содержание её деятельности, взаимоотношения педагогов и воспитанников, события и традиции, попробуйте спрогнозировать результаты работы такой школы. Проведите экспертизу работ друг друга по оценке содержания коллажей, не забудьте дать оценку общего впечатления от продуктов вашей работы.

Совет исполнителю: для работы Вам потребуются разные старые журналы с яркими картинками, фотографиями, надписями, заголовками и т.п. Возьмите также газеты, рекламные проспекты и все, что не жалко изрезать на кусочки для коллажа. Могут потребоваться также фломастеры и маркеры, ножницы и клей для приклеивания различных кусочков бумаги на лист ватмана.