Определение понятия «воспитание»
Сложность понимания воспитания обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота понятия. Само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому, но с точки зрения профессионального педагогического подхода к образовательной деятельности для нас важно его научное значение.
Сложность понятия «воспитание» подтверждается многообразием предлагаемых определений. Это и всеобщее социальное явление, процесс передачи от поколения к поколению социального опыта, знаний, ценностей с целью подготовки их к жизни и труду; это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности; это конкретная практическая деятельность, профессиональная и непрофессиональная. Мы видим, что воспитание это многомерное, многоуровневое и многозначное понятие.
Зачастую воспитание сводят к управлению социализацией, т.е. к организации прямого усвоения социальных норм и установок. Однако в последнее время произошел сдвиг в сторону понимания воспитания как практического, личностно значимого действия ребенка, организованной практики, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах (Исак Давидович Фрумин). Преимущество нового понимания воспитания в том, что в содержание воспитания (содержание воспитательной деятельности) вводится собственный опыт ребенка в единстве сознания, чувств и поведения. Если в процессе собственно предметного обучения ребенок усваивает чей-то отчужденный для него опыт, пусть даже дидактически оформленный (см. раздел «Обучение»), то в процессе воспитания он вырабатывает собственный опыт жизни, стараясь обогатить им других людей.
Эта важные особенности воспитания (событийность и его во многом скрытые возможности и приемы) нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где подчеркивается необходимость такого подхода к построению содержания и реализации программы внеучебной деятельности, при котором самым важным становится событийность школьной жизни. В проживании узловых «событий» жизни, актах жизнетворчества, школьник становится автором (создателем) истории своей жизни, истории школы, семьи. Привычное и известное «Бытие» превращается в «Событие», когда происходит проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума (это школьники и учителя, родители и друзья ребенка, его одноклассники, социальные партнеры школы, гости праздника, и т.д.), когда все участники этого события получают не только знания о чем-то, но и опыт переживания этого события, чувства и эмоции, которые в дальнейшем заставят их захотеть (или, наоборот, не захотеть) вновь окунуться в этот мир эмоций, чувств и переживаний.
Под социализацией в самом общем виде понимают процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе.
На сегодняшний день в науке накоплено большое количество различных программ, подходов и концепций воспитания. Это и социальное воспитание, и воспитание гражданина и человека, и целостная система воспитания, и концепция региональных подходов к воспитанию, и воспитание жизнеспособных поколений и прочее, прочее. Существует также множество городских и региональных комплексно-целевых программ воспитания, разрабатываются отдельные программы воспитания для разных категорий воспитанников – студентов, школьников, дошкольников.
Воспитание представляет собой составную часть целостного педагогического процесса, в который также входит обучение (подробнее об этом в разделе «Педагогический процесс»). Но это разные процессы: обучение влияет на информационно-операционную сферу человека, в нем происходит присвоение как бы чужой для личности культуры значений, общих для определенной группы людей, а воспитание влияет на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, в нем происходит выработка своей собственной, личной культуры смыслов (смысл – это значение чего-либо «для меня лично»).
Однако воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и переплетены, каждый из этих составляющих целостного педагогического процесса включает в себя другую часть в свернутом виде. Так, выполняя какие-то упражнения, ребенок воспитывает в себе трудолюбие, ответственность, изучая различные предметы, впитывает какие-то ценности, формирует свои идеалы и т.д. Воспитательный потенциал обучения столь велик, что возник даже такой термин – «воспитывающее обучение». Но и воспитание включает в себя как необходимую часть обучение. Например, обучение правилам этикета, культуре поведения, культуре научной организации труда, техникам работы над собой и т.д.
Специфика собственно воспитания, в сравнении с обучением, заключается в его эмоциональной насыщенности, нравственной направленности, обращенности к ценностно-мотивационному компоненту личности, размытости временных и пространственных границ его осуществления, большей, по сравнению с обучением, сложности его организации и проектирования, меньшей предсказуемости и отдаленности результатов во времени.
Мы будем рассматривать воспитание, как целенаправленный процесс поддержки, содействия саморазвитию и самоопределению личности, содержание которого заключено в ценностях и меняется под воздействием социокультурной ситуации. В общем плане воспитание можно определить как содействие раскрытию, развитию, реализации сущностных сил человека в любых его позитивных проявлениях, раскрытию человеческого в человеке и его наиболее полной реализации в обществе, личной и профессиональной жизни.
В последнее время понятие «воспитание» в гуманистической педагогике все больше приобретает значение жизнетворчества. Духовными основаниями для жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Познание и переживание нравственных ценностей должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого года жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних2.
Эта идея также не нова: концептуальные идеи о формировании смыслообразующих мотивов как нравственных убеждений личности, как ядра её направленности были сформулированы в Ленинградской педагогической научной школе. Смысл в том, что последовательное освоение нравственных знаний и включенность в усложняющуюся деятельность, создают условия для формирования убеждений личности – того самого нравственного «стержня», смыслообразующего мотива3, который заставляет человека быть человеком, поступать в соответствии с законами и нормами нравственности.
В связи с этим можно дать такое обобщенное определение воспитания: воспитание – (от древнерусск. Възъпитание – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – процесс содействия и поддержки развития духовно-нравственного мира личности, направленный на самоформирование своего нравственного образа.
Именно поэтому, сегодня в сферу воспитания включают психолого-педагогическое сопровождение и поддержку. Цель гуманизации современной школы – и об этом говорится в законе РФ «Об образовании» и в других документах – создать условия для саморазвития каждого ребенка. Современная школа постепенно и с трудом переходит к гуманному стилю педагогической деятельности и общения, основанному на диалоговом режиме обучения и воспитания, демократических нормах организации деятельности. Происходит перенос акцентов с обучения на самообразование, с воспитания – на самовоспитание. Формируется взгляд на ребенка как на самоценное, относительно автономное, социально и биологически сложное явление, обладающее собственной логикой развития – саморазвитием. Жизнь ребенка суверенна, его интенсивное субъектное становление должно восприниматься взрослым как объективная данность и как особый предмет педагогической деятельности. Без самодвижения развитие невозможно, а педагогические средства неэффективны без учета самодвижения, внутренней природы и индивидуальности ребенка. Более подробно об этом в разделах «Субъекты педагогического процесса» и «Обучение».
Педагогическая поддержка – совместное с ребенком определение его целей, возможностей и средств преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достичь успеха.
Основным содержанием педагогической поддержки саморазвития человека выступает индивидуализация, как система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других, своей слабости и своей силы, для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути (экзистенциальному выбору). Педагогическая поддержка – процесс, состоящий из нескольких шагов: совместного обнаружения проблемы; выявления возможностей человека решить эту проблему; проектирования деятельности по преодолению трудностей (опора на реально существующие возможности решения проблемы) или развитию возможностей, которые могут быть развиты (опора на потенциальные возможности)4.
-
Проведите исследование: попросите Ваших родителей, педагогов Вашей школы, преподавателей, которые работают с Вами, знакомых и друзей ответить на вопрос: «Что такое воспитание?» (получите 5-7 ответов). Проанализируйте полученные ответы, какими бы странными они Вам ни показались, по следующим примерным вопросам:
Какие слова и словосочетания используют при ответе на вопрос респонденты?
Какие слова в каждом определении являются ключевыми (наиболее важными для понимания)?
Сколько раз повторяются ключевые слова во всех ответах?
Каков рейтинг ключевых слов (порядковое место по количеству повторов, если расположить результаты по убыванию)?
Сформулируйте связное определение воспитания, используя ключевые слова с наибольшим рейтингом.
Совпадает ли понимание респондентов и их трактовка понятия «воспитание» с пониманием воспитания в педагогической науке?
Из нескольких источников (толковый словарь, педагогический словарь, учебники по педагогике (один-два на выбор), монография по педагогической тематике и т.п.) выберите определение «воспитания» как педагогической категории. Сравните полученное от респондентов и «книжное» определение. Прокомментируйте и попробуйте объяснить результат сравнения.
- Воспитание
- Определение понятия «воспитание»
- Структура процесса воспитания
- Цели воспитания
- Принципы воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Методы и технологии воспитания
- Оценка результатов воспитания
- Коллектив как высший уровень развития сообщества
- Детские и молодежные движения, молодежная субкультура
- Профессиональная задача
- Дополнительная литература для чтения