logo
ПЕДАГОГИКА / раздел ВОСПИТАНИЕ 21

Принципы воспитания

Воспитание как любой целенаправленный процесс, всегда специально организуется, осуществляется по какому-то плану, в соответствии с какими-то правилами, традициями, принципами, закономерностями. Как отмечалось в разделе «Педагогика как наука», педагогические закономерности, как и любые социальные, в отличие от точных наук, носят статистический характер. Этим определяется вероятностный характер достигаемых в процессе воспитания результатов.

Главные закономерности воспитания, носящие характер законов, это взаимосвязи воспитания и общества, воспитания и развития, воспитания и общения, воспитания и деятельности, воспитания и самовоспитания. Законы и закономерности отражаются в принципах, которые представляют собой правила или требования к личности или деятельности на основе изученных закономерностей по достижению конкретной цели воспитания. А поскольку цели воспитания зависят от образовательной парадигмы, носят исторический характер, то система принципов является подвижной, меняется с течением времени – уточняется, обогащается.

Напомним, что принципы (от лат. первый, главный) – наиболее общие, главные теоретические положения, которые определяют требования ко всем компонентам воспитательного процесса для достижения цели.

В разделе «Педагогический процесс» были рассмотрены общие для воспитания и обучения принципы. Далее будут представлены специфические, присущие именно воспитанию, принципы воспитания.

Как и любая большая совокупность однородных объектов, принципы нуждаются в систематизации или классификации как способе их упорядочения. В соответствии с основными закономерностями воспитания, о которых мы упоминали, можно выделить 3 основные группы принципов воспитания.

  1. Принципы, которые указывают на социальную природу воспитания:

- принцип целеустремленности (в советской педагогике назывался «коммунистической идейности и целеустремленности», сейчас это принцип трактуется как устремленность на общечеловеческие, гуманистические ценности: жизнь, человек, семья, детство, дружба, любовь, свобода, природа, труд и т.д.);

- принцип связи воспитания с жизнью (имеет две стороны – связь воспитания с окружающей социальной жизнью, средой и связь с внутренней жизнью ребенка, уважение к миру подростка и т.д.);

- принцип воспитания личности в коллективе – это принцип реального воспитания. Поскольку человек – социальное существо, опыт коллективного общения и взаимодействия ему необходим. Сегодня процессы интеграции в развитых странах, коллективное разделение труда, совместное творчество во всех областях – труд, прогресс, семья невозможны без сообщества (коллектива). Однако нельзя забывать и о существенном влиянии отдельной личности на коллектив (примеров в реальной школьной жизни более, чем достаточно, когда один ученик, особенно если это незаурядная в каком-либо смысле личность, может очень сильно влиять на коллектив, сообщество, как положительно, так и отрицательно). Негативное отношение к этому принципу явилось следствием дискредитации педагогического значения термина «коллектив» в советские годы, его идеологизированности;

- принцип демократизации – антипод авторитарной системы воспитания, до сих пор нерешенная в практике проблема равноправия всех субъектов воспитательного процесса, отношения которых должны строиться на основе сотрудничества, включать элементы товарищества, взаимопомощи, любви. Перестройка управления школой, во главе – Школьный Совет на паритетных началах. В широкой педагогической практике это еще не состоялось, часто формально, но блестящий опыт новаторов показал, как это может быть осуществлено.

  1. Принципы, указывающие на личностную направленность воспитания:

  1. Принципы, на которых строятся взаимные отношения педагогов и воспитанников:

Долгое время наша педагогика была бездетной и бесполой. На это наложилась и феминизация воспитания – в семье и в общественной системе воспитанием занимаются, в основном, женщины. Женская психология не лучше и не хуже, она просто другая, не такая, как мужская. В итоге мальчики не имеют опыта мужского отношения к жизни, а девочки – опыта общения со взрослым мужчиной, опыта женского ролевого поведения. Мальчики вырастают безинициативными, робкими, несамостоятельными, девочки самоутверждаются мужскими способами (одежда, курение, брань, драки). Не складываются идеалы мужчины и женщины, искажается полоролевое поведение у детей обоего пола;

Определив цель воспитания, опираясь на названные принципы, субъекты воспитательного процесса начинают действовать, а значит, выбирают содержание деятельности. Рассмотрим проблему отбора содержания процесса воспитания.