logo
ПЕДАГОГИКА / раздел ВОСПИТАНИЕ 21

Оценка результатов воспитания

Оценка результатов воспитательного процесса предполагает обращение к педагогической диагностике - инструментам, методам, технологиям, которые помогают изучить полученные в ходе воспитания позитивные изменения, прежде всего, в личности учащихся, в её ценностных ориентациях, Я-концепции, мотивации, уровне сформированности нравственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств, полученных компетентностях.

Мы уже отмечали, что в воспитательной деятельности формируется опыт решения задач и проблем. В структуре такого опыта принято рассматривать основные компоненты: ценностные установки, выработанные учащимися (в частности, определение круга личностно значимых проблем); образовательное пространство, освоенное учащимися (совокупность источников информации, доступных для учащихся); способы деятельности; знания о явлениях действительности (сведения, понятия, взаимосвязи); знания о своих возможностях (познавательных и креативных (творческих)). Учитывая это, результатом воспитания является адекватная различным ситуациям форма поведения человека, характеризующаяся соблюдением принятых в обиходе социальных норм поведения и выявляющая его социально-психологическую защищенность (И.А.Зимняя).

Полученные в воспитательном процессе результаты необходимо измерить, зафиксировать и проанализировать. Этому служит диагностика. Точнее было бы сказать, что диагностика пронизывает весь педагогический процесс. Действительно, даже для того, чтобы грамотно поставить цель, надо изучить реальные условия, особенности субъектов, их предыдущий опыт и т.д., иначе цель может оказаться недостижимой, или заниженной, или такой, которая не будет понята и принята этими субъектами. Кроме того, диагностированию подлежат все компоненты воспитательного процесса: насколько диагностична, реалистична и актуальна цель, соответствуют ли ей задачи, содержание, адекватны ли методы, формы, технологии, насколько результат совпадает с целью? Какие особенности субъектов и среды необходимо учитывать?

Но особую значимость приобретает педагогическая диагностика на последнем этапе каждого цикла воспитательного процесса. Она позволяет оценить реальные результаты воспитания, соотнести их с поставленными целями, определить рассогласования и их причины, что позволяет скорректировать стратегию и тактику дельнейшей воспитательной деятельности15.

В оценке результатов воспитания существует 3 основных стратегии оценивания поведения и деятельности воспитанника:

- нормативная (эталонная) – сравнение личности или поступка с эталоном, образцом, идеалом;

- сравнительная – сравнение одного ребенка с другим;

- личностная – сравнение ребенка с самим собой вчерашним, оценка продвижения ребенка относительно самого себя.

При этом в учебной деятельности, естественно, преобладает нормативная оценка, а в воспитании должна преобладать, прежде всего, личностная оценка человека с ориентацией на эталон.

Сравнительная оценка, если воспитатель определяет свою педагогическую позицию как гуманную, демократическую, не должна присутствовать в его деятельности, или может использоваться только в особенных случаях.

Подберите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» этого утверждения. Можете представить свою позицию в таблице:

Сравнительная оценка не должна использоваться воспитателем…

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

Мы рассмотрели воспитательный процесс в его статическом, абстрактном аспекте, но процесс воспитания динамичен, он развивается циклически. И представленная структура воспитательного процесса, по сути, является структурой такого единичного цикла (педагогической задачи), который повторяется, видоизменяясь в зависимости от достигнутых результатов на предыдущем витке спирали, их оценки субъектами воспитательного процесса, корректировки и новой постановки целей на следующем, но таком же, по структуре, витке. И так, наверное, бесконечно… Будут меняться субъекты, их роли, цели и содержание воспитания, методы и технологии, но не смысл воспитания - взращивание лучшего в человеке, его поддержка, присвоение им правил жизни, ценностей, моделей поведения и т.п.