logo
ПЕДАГОГИКА / раздел ВОСПИТАНИЕ 21

Профессиональная задача

Обобщенная формулировка задачи:

Т.Е. Конникова в статье «Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема» писала: «Нравственное формирование рассматривается как воспитание отдельных нравственных качеств. Но эта позиция практически бесплодна и безнадежна. Личность ребенка представляет единое целое; это означает, что ни одно качество не формируется и не проявляется изолированно, а всегда выступает как проявление всей личности, целостной ее структуры. Патриотизм и коллективизм, чуткость и честность как качества личности у выпускника школы отнюдь не то же самое, что у пятиклассника. Но какими они должны быть у детей 3, 5, 7 классов? …необходимо определить, в какие конкретные педагогические задачи воплощаются общие цели нравственного воспитания на каждом этапе обучения. … без этого невозможно разработать и систему нравственного воспитания, построить целенаправленное формирование нравственного облика школьника. Нравственное формирование школьника осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и нравственных принципов, принятых в данном обществе и объективно представляющих для детей соответствующий образец. Специфика нравственного развития определяется своеобразием самого образца, отражающего нравственные нормы общества, и своеобразием процесса восприятия ребенком такого рода образца. Для усвоения системы нравственных норм необходима система воспитания, предъявляющая общие требования, помогающая ребенку обобщать, анализировать свой опыт и овладевать нравственными понятиями».

Ключевое задание.

Составьте план работы классного руководителя по воспитанию школьников с использованием возможностей образовательной среды школы, системы дополнительного образования детей, социокультурной среды города.

Контекст решения задачи.

Вы работаете классным руководителем 5-го класса гимназии, в Вашем классе учатся ребята из разных слоев общества. Есть дети из обеспеченных семей, с высоким уровнем образования родителей – таких детей большинство, но есть и дети группы риска, педагогически запущенные, из неблагополучных семей. Многие родители положительно относятся к посещению их детьми театров, музеев, школьных кружков и секций, домов творчества, готовы принимать посильное участие в интересных событиях классной жизни своих детей.

Далее приводится методическая подсказка для решения данной профессиональной задачи. Убеждены, что каждый педагог-воспитатель имеет право на собственный вариант решения любой профессиональной задачи, поэтому не считаем возможным «навязывание» нашего варианта решения, предлагая только перечень возможных шагов по её решению.

Методическая подсказка от авторов учебника к решению задачи

  1. Рассмотрите педагогические подходы к проблеме планирования воспитательной работы классного руководителя.

  2. Сформулируйте критерии оценки плана воспитательной работы классного руководителя. Для этого воспользуйтесь материалами пособий из предлагаемого списка литературы.

  3. Подготовьте обоснование выбранных критериев экспертизы плана для обсуждения на занятии. Для этого изучите таблицу 1.

Табл.1

Критерий

Обоснование критерия

Целенаправленность плана

Планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

Учет в плане потребностей и интересов школьников

Ориентация плана на реализацию потребностей и интересов школьников, на их развитие, что предполагает учет их предложений при планировании, изучении их ценностных ориентаций, значимых для них личных и социальных проблем.

Комплексный характер плана

План носит комплексный характер, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей школьников;

б) положительное влияние на разные стороны свойств личности школьника;

в) включение школьников в различные виды деятельности;

г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение школьников.

Возможность для школьников выбора видов и форм деятельности, в которых они могут проявить свои способности и возможности.

План предусматривает создание условий для выбора школьниками различных видов, форм деятельности, определению своей позиции в планируемой работе.

Преемственность содержания плана (этого года и предыдущего)

При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное их дублирование, учитывать предыдущий опыт (как воспитателя, так и школьников), видеть перспективы в работе.

Конкретность указанных в плане дел и событий

Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого класса, уровня развития классных сообществ, сложившихся в классе традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с профессиональными и личностными задачами развития школьников.

Реальность выполнения плана, разумная насыщенность событиями

Реальность и разумная насыщенность плана событиями, делами и т.д.

Возможность контроля за выполнением плана

В плане для каждого дела определяется его конкретный срок и ответственный(-е) за его выполнение.

Учет в плане годового круга праздников и традиций школы

Другое

5. Рассмотрите планы воспитательной работы, представленные в литературе, Интернете или вспомните о делах и событиях в классе, где Вы учились.

6. Составьте свой вариант плана воспитательной работы классного руководителя, учитывая современные требования к нему.

7. Проведите на занятии взаимоэкспертизу планов работы, которые вы составили, заполните экспертное заключение по следующей форме (примерная):

Экспертное заключение на план воспитательной работы

Критерий

Результаты экспертизы плана

Выводы об итогах экспертизы плана воспитательной работы

классного руководителя.

Сильные стороны плана

______________________________________________________________

Слабые стороны плана

______________________________________________________________

Рекомендации к корректировке плана

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы, рекомендуемой авторами для решения задачи:

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: ВЛАДОС, 2000.

  2. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд-е 2-ое, доп. и перераб.- М.:Агентство «Издательский сервис», 2005.

  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000.

  4. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000.

  5. Управление по результатам /Под общ. ред. Я.А. Леймана.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.