2. Метод обучения аудированию н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается наиболее трудным для обучающихся, учащиеся еще не могут пользоваться языком как средством общения.
Кроме того, овладение языком в этот период сопряжено с большими трудностями из-за сильного интерферирующего влияния родного языкаи отсутствия опыта в изучаемом языке.
Поэтому особенно важно на этом этапе всемерно интенсифицировать процесс обучения.
Не менее важно, чтобы обучениена начальном этапеимело четкую коммуникативную направленность, что способствовало бы сохранению интереса к изучаемому языку.
В результате был установлен следующий список умений, которые предположительно составляют исходный уровень владения аудированием: 1. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения. 2. Устанавливать логические связи между элементами текста. 3. Отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы. 4. Определять тему сообщения. 5. Выделять главную мысль. 6. Принимать сообщение до конца без пропусков. 7. Воспринимать речь в естественном медленном темпе. 8. Принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.
Таким образом, в среде проверялась сформированность восьми умений. Экспериментальный срез проводился во взрослой и детской аудиториях, причем со взрослыми, которые начали изучать новый язык, а не продолжают изучение старого. Выбор разных аудиторий (взрослой и детской) и разных условии обучения определяется потребностью установить, являются ли обнаруженные умения исходного уровня аудирования общими для всех обучающихся или их набор специфичен для разных аудиторий и условий обучения.
Анализ результатов среза позволил также установить легко и трудно формируемые умения, а также сопоставить эти данные у детей и взрослых. Легко формируемыми оказались следующие умения: понимать тему сообщения (поняли 100 % взрослых и 72 % детей), устанавливать логические связи между элементами текста (взрослые — 80%. дети — 71 %), выделять главную мысль (взрослые — 60 %. дети -- 77 %).
Наиболее трудно формируемыми оказались следующие умения: определять факты сообщении (не передали всех фактов 76 % взрослых и 52% детей), принимать сообщение до конца без пробелов (не принимают сообщение до конца 75 % взрослых и 41 % детей), аналогичные результаты получены и в отношении умений принимать сообщение в естественном темпе и при однократном предъявлении.
Результаты экспериментального среза позволяют высказать определенные рекомендации относительно организации обучения аудированию на начальном этапе.
На основании имеющегося опыта работы и соблюдения принципа от легкого к трудному можно предложить следующую последовательность формирования уменийисходного уровня аудирования: 1. Отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы. 2. Определять тему сообщения. 3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения. 4. Устанавливать логические связи между элементами текста. 5. Выделять главную мысль. 6. Воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности, звучания до конца без пропусков.
Что касается умения принимать сообщение при однократном предъявлении, то оно формируется в процессе всей работы, так как, в основном, все упражнения, выполняемые для формирования перечисленных умений, должны выполняться при однократном предъявлении.
Формировать перечисленные умения в указанной последовательности рекомендуется, соблюдая принцип «снежного кома»,т. е. развивать каждое новое умение на базе уже сформированных.
Это особенно важно на начальном этапе. Стабильные положительные результаты актов деятельности будут служить стимулом для работы над языком в дальнейшем.
Предлагается следующая система работы над формированием умений исходного уровня аудирования: 1. Отделять главное от второстепенного, т. е. выделять смысловые вехи и смысловой центр фразы.
На материале нескольких фраз преподаватель показывает, как выделять смысловые вехи, отыскивая ответы на вопросы кто? / что делает ? /Что происходит? каким образом?, а также иногда где ? когда? с какой целью?
Работа над развитием данного умения завершается, когда все учащиеся выполняют соответствующие задания правильно и в достаточно быстром темпе.
- Основные трудности понимания речи на слух
- 3) Речь преподавателя просто
- Методика обучения аудированию.
- 1. Система упражнений для обучения аудированию
- 2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:
- 2. Метод обучения аудированию н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
- 2. Определять тему сообщения.
- 3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.
- 4. Устанавливать логические связи между элементами текста.
- 5. Выделить главную мысль.