2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:
- прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;
- прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;
- по мере восприятия диалога в фонозаписи (или фрагмента кинофильма), замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.
3) Упражнения для обучения восприятию монологической речи:
- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;
- воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т.д.);
- просмотрите фильм (диафильм), объясните его основную идею;
- выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;
- прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.
Этапы обучения
Существует две точки зрения на этапы обучения аудированию.
Елухина Н.В. предлагает два этапа: 1) слушание текста и проверка понимания прослушанного, 2) работа по развитию базисных умений аудирования.
Вторая точка зрения объединяет то, что было достигнуто до Елухиной и после нее. Итак, ход работы с каждым текстом для аудирования:
1) подготовка к прослушиванию;
2) само аудирование текста и проверка его понимания;
3) специальные упражнения на развитие базисных умений;
4) неспециальные упражнения.
Подготовительные упражнения.
На первом этапеподготовительные упражнения облегчают непосредственное понимание, смысл речи при слуховом восприятии, очень важно широко применять подготовительные упражнения,цель которых – тренировка слухового восприятия целых предложений и словосочетаний.
Эти упражнения можно разделить на две группы: 1 – работа над изолированным материалом – звуки, слова, словосочетания; 2- работа над целым предложением.
В упражнениях первой группы обрабатывается умение узнавать новые звуки и слова и дифференцировать сходные, узнавать и понимать грамматические формы (формы единственного или множественного числа существительных и др.) – все, что можно наблюдать на отдельном слове.
Для того чтобы научить учащихся понимать слова по контексту, очень важно направлятьихвниманиена сочетаемость слов, проводить эту работусистематически – устанавливать, какое определение может предшествовать данному определяемому, какой глагол обычно употребляется после данного существительного, какое дополнение следует, как правило, за данным глаголом и т.п.При выполнении этих упражнений может иметь место перевод «анализ».Это чисто тренировочные упражнения. Здесьне требуется ни занимательности, ни какого-либо творчества.
В упражнениях второй группы основное внимание уделяется работе над целым предложением.Задача состоит в том, чтобы научитьузнавать и понимать типовые конструкции, образцовые фразы, по аналогии с которыми он сможет понять любые незнакомые предложения.
Работа над речевыми образцами предполагает длительные упражнения на однотипном материале.Наряду овладения целыми конструкциями учащиеся должны научиться быстровыделять на слух слова, обозначающие действия и действующее лицо, опираясь на формальные признаки и место этих слов в предложении.
Упражнения, связанные с преодолением трудности, вызванных редукцией звуков в безударном положении, должны проводиться на целых предложениях.
Приучить учащихся не путать слова, сходные по звучанию, лучше всего работая с небольшим текстом. Работать над омонимами и многозначными словами можно только на материале целого предложения, а иногда и группы предложений на выяснения смысла интересующего слова.
Упражнения, проводимые на начальном и среднем этапе обучения, на разрозненном языковом материалепринято называть языковыми или подготовительными.
Подготовительные упражнения разделяются методистами на лексические, грамматические и фонетические.И как считает Вийсбурд, все эти виды должныпроводится параллельно.
На первом этапе языковые трудности можно включить только в знакомый контекст, а потом и в новый.
Прежде чем приступить к прослушиванию текста учитель должен дать предварительную инструкцию, создав мотивацию.
Например:
- Прослушайте описание знакомых вам фруктов и овощей и подберите соответствующие картинки. Выбирайте картинку только тогда, когда услышите характерные особенности фруктов и овощей, так как в их описании много общего.
Так, учащийся, которому было известно, что его спросят по данному аудиотексту, понял текст на 90 %, в то время как другие равно успевающие поняли предложенную информацию всего на 50 %.
Например:
«Сегодня, - объявляет учитель, - перед вами выступают ведущие деятели и учение страны по проблемам сохранения окружающей среды. Речь каждого прозвучит только один раз, будьте максимально внимательны, постарайтесь понять, о чем они говорили, выберите интересный, с вашей точки зрения, вопрос для обсуждения, аргументируйте ваше мнение. На доске даны ключевые слова, которые облегчат вам понимание.
Далее следует восприятие сообщения и контроль понимания информации.
Наиболее известной(применительно к аудированию)является типологияА.Р. Лурия, который выделяетчетыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового куска) и уровень текста.
Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер: например, различать на слух отдельные слова.
Понимание предложений зависит от их синтаксической особенности.
Особую сложностьпредставляет понимание логико-грамматическойструктуры сложного предложения.
Понимание сложного синтаксического целого происходит путем расчленения речевого сообщенияна частии его смысловой группировки, определение средств соединения предложений.
Восприятие целого текста зависит от понимания предикативной связи предложений, ибо она наиболее стабильна и информативна.
Три типа заданий:
Выполняя задания 1-го типа, слушающий выделяет опорную мысль, основную идею, основные утверждения, как они обосновываются автором. Коммуникативные задания данного типа могут быть разнообразными:
- прослушайте рассказ и скажите, о ком в нем говорится и что о нем сказано;
- послушайте еще раз рассказ и перескажите эпизод…;
- прослушайте рассказ и придумайте ему название;
- прослушайте текст и подберите иллюстрации к нему;
- прослушайте следующее сообщение и скажите о каком предмете (явлении, событии) идет речь.
Коммуникативные задания второго типапредполагаюттворческую переработку воспринятой информации,активную мыслительную работу учащихся, выражение своего отношения к общему содержанию, к отдельным проблемам к утверждениям автора:
- охарактеризуйте действующих лиц;
- определите отношение автора к действующим лицам и событиям;
- скажите, как вы относитесь к событиям и действующим лицам.
Третий тип коммуникативных заданий связан с включением полученной информации в процесс общения, с ее передачей тому адресату, который указан в коммуникативной задаче, или с ее использованием в других видах деятельности: беседе, дискуссии по проблеме, затронутой в сообщении, изготовление подарков, поделок своими руками по услышанным рекомендациям и т.п.
Выполняя задание, учащиеся обращаются не только к преподавателю, но и к друг другу, работая в парах, тройках, группами. Выполнение перечисленных заданий не только формирует умение понимать речь на слух, но и свидетельствует о понимании, следовательно, выполняет и правильную функцию.
В целях проверки, как уже было замечено, используются тестовые формы контроля.
Используя тестовые задания, учитель имеет то преимущество, что ему удается вовлечь в работу всех учащихся одновременно. Тесты – более привлекательная форма контроля.
- Основные трудности понимания речи на слух
- 3) Речь преподавателя просто
- Методика обучения аудированию.
- 1. Система упражнений для обучения аудированию
- 2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:
- 2. Метод обучения аудированию н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
- 2. Определять тему сообщения.
- 3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.
- 4. Устанавливать логические связи между элементами текста.
- 5. Выделить главную мысль.