6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека'.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и
их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)
использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)
быть теоретической основой практики психологич. службы.
Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,
сознание.
С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).
Классификация (Г. Пирьов):
1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.
2. Методические приемы - вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).
3. Методические подходы (генетический, психофизиологический).
Классификация С.Л. Рубинштейна:
1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, , физиологический (или метод условных рефлексов).
2. Приемы изучения продуктов деятельности.
3. Беседа.
4. Анкета.
Классификация Б.Г. Ананьева:
1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.
3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.
4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация).
Современная психология включает ряд отдельных направлений. Зоопсихология изучает особенности психики животных, детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности личности растущего человека, социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах, педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Целый ряд отраслей психологии изучает психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники, авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии, патопсихология изучает отклонения в развитии психики, нарушения психики при различных формах патологии мозга, юридическая психология изучает психологические особенности, имеющие отношение к области права, военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).
- 1. Зарождение психологии как науки. Основные принципы.
- 2. Методологический кризис в психологии.
- 3. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология.
- 4. Новые направления в психологии 2ой половины 20 века. Когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.
- 5. Развитие отечественной психологии.
- 6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
- 7. Общее понятие личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности.
- 15.Младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как источник психического развития личности младшего школьника. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
- 16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
- 17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
- 18.Основные концепции психологии обучения.
- 19.Психологические вопросы контроля и оценка результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются отметка и оценка.
- 21.Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионального педагога. Стили педагогического руководства. Профессиограмма педагога.
- 22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
- 23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
- 24.Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент.
- 25.Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Психологическое тестирование.
- 26.Результаты исследования. Интерпретация представления. Этические принципы исследования человека.