logo
психология гос теория шпора

22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.

Целью науки является постижение науки, способом постижения являются истины — научное исследование.

Различают теоретическое и эмпирическое исследования.

По характеру исследование может быть: фундаментальным, прикладным, монодисциплинарным, междисциплинарным, аналитическим, комплексным.

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности, но оно не стремится получить практический эффект от знаний.

Прикладное исследование, наоборот, проводится для получения знаний, чтобы решить конкретную задачу.

Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования проводятся в рамках определенной науки, с участием специалистов.

Комплексные исследования проводятся с участием методов и методик. В этой группе исследований выделяется основной признак — выявление одного, главного аспекта реальности.

Любое исследование включает ряд этапов. Начинается оно с постановки задачи. Следующим этапом является формулировка гипотез. Для ее проверки строится план научного исследования. Проведение исследований по сложившемуся плану не есть следующий этап. После сравнения всех полученных экспериментов проводятся анализ, математическая обработка и обобщение.

Исследования по цели их проведения делятся на: поисковые, критические, воспроизводящие.

Цель поисковых исследований — решение проблемы, которую никто до этого не ставил.

Критические исследования проводятся для того, чтобы опровергнуть существующую теорию, модель, гипотезу.

Воспроизводящее исследование служит для повторения предшествующего эксперимента, чтобы убедиться в его достоверности.

Научный результат не зависит от времени. Важно отметить, что научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его планов, намерений, целей.

Известный методолог М. Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода и где результат операции с объектом образует инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. Он полагал, что в реальности невозможно создать исследование, которое соответствовало бы идеальному. Личные черты исследователя накладывают определенный отпечаток на эксперимент. Но в любом случае научный метод должен стремиться быть максимально приближенным к идеальному.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используют особые методы. Соответствие реального исследования идеальному называют внутренней валидностью, а соответствие реального исследования объективной реальности называют внешней валидностью. Отношение идеального исследования к реальности называют теоретической валидностью.