22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
Целью науки является постижение науки, способом постижения являются истины — научное исследование.
Различают теоретическое и эмпирическое исследования.
По характеру исследование может быть: фундаментальным, прикладным, монодисциплинарным, междисциплинарным, аналитическим, комплексным.
Фундаментальное исследование направлено на познание реальности, но оно не стремится получить практический эффект от знаний.
Прикладное исследование, наоборот, проводится для получения знаний, чтобы решить конкретную задачу.
Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования проводятся в рамках определенной науки, с участием специалистов.
Комплексные исследования проводятся с участием методов и методик. В этой группе исследований выделяется основной признак — выявление одного, главного аспекта реальности.
Любое исследование включает ряд этапов. Начинается оно с постановки задачи. Следующим этапом является формулировка гипотез. Для ее проверки строится план научного исследования. Проведение исследований по сложившемуся плану не есть следующий этап. После сравнения всех полученных экспериментов проводятся анализ, математическая обработка и обобщение.
Исследования по цели их проведения делятся на: поисковые, критические, воспроизводящие.
Цель поисковых исследований — решение проблемы, которую никто до этого не ставил.
Критические исследования проводятся для того, чтобы опровергнуть существующую теорию, модель, гипотезу.
Воспроизводящее исследование служит для повторения предшествующего эксперимента, чтобы убедиться в его достоверности.
Научный результат не зависит от времени. Важно отметить, что научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его планов, намерений, целей.
Известный методолог М. Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода и где результат операции с объектом образует инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. Он полагал, что в реальности невозможно создать исследование, которое соответствовало бы идеальному. Личные черты исследователя накладывают определенный отпечаток на эксперимент. Но в любом случае научный метод должен стремиться быть максимально приближенным к идеальному.
Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используют особые методы. Соответствие реального исследования идеальному называют внутренней валидностью, а соответствие реального исследования объективной реальности называют внешней валидностью. Отношение идеального исследования к реальности называют теоретической валидностью.
- 1. Зарождение психологии как науки. Основные принципы.
- 2. Методологический кризис в психологии.
- 3. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология.
- 4. Новые направления в психологии 2ой половины 20 века. Когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.
- 5. Развитие отечественной психологии.
- 6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
- 7. Общее понятие личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности.
- 15.Младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как источник психического развития личности младшего школьника. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
- 16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
- 17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
- 18.Основные концепции психологии обучения.
- 19.Психологические вопросы контроля и оценка результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются отметка и оценка.
- 21.Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионального педагога. Стили педагогического руководства. Профессиограмма педагога.
- 22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
- 23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
- 24.Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент.
- 25.Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Психологическое тестирование.
- 26.Результаты исследования. Интерпретация представления. Этические принципы исследования человека.