17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
Задачи развития в юности. От подросткового возраста юношеский отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано , во-первых, с завершением полового созревания, во-вторых, конфликты переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения. Задачи развития в период взросления: 1.принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела (во время спорт. соревнований, на досуге, отдыхе, работе); 2.усвоение мужской и женской роли, т.е. молодые люди должны избрать структуру полового поведения; 3. установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; 4. завоевание независимости от родителей и других взрослых (эмоциональная независимость); 5. подготовка к профессиональной карьере; 6. подготовка к браку и семейной жизни; 7. формирование социально ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества; 8. построение системы ценностей, этического сознания, как ориентиров собственного поведения.
Первые три задачи большинством решаются еще в период полового созревания. Решение остальных не всегда заканчивается в юности, следовательно, продолжаются в зрелые годы. Ведущий тип деятельности юношеского возраста считается учебно-профессиональная деятельность (Эльконин). Новообразование заключается в личностном самоопределении (Эриксон) и формировании мировоззрения.
Когнитивное развитие.
Теоретическое мышление в юности достигает пика своего развития – это провоцирует молодых людей к теоретизированию, построению неких общих моделей. Следствием развития гипотетико-дедуктивного мышления многие ученые считают развитие метапознания, которое включает в себя способность размышлять, планировать. Это можно назвать способностью к рефлексии и самоанализу.
Личностное развитие.
Почти все психологи считают, что в юности завершается период псих. развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести сложившееся мировоззрение, социальные ценности и выбрать путь в жизни. Жизненные планы большинства молодых людей включают профессиональную карьеру, брак, детей. Наивысшей ценностью является счастливая семейная жизнь. Однако только девушки испытывают тревогу по поводу несовместимости семьи и карьеры. Юношам такое беспокойство не свойственно.
- 1. Зарождение психологии как науки. Основные принципы.
- 2. Методологический кризис в психологии.
- 3. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология.
- 4. Новые направления в психологии 2ой половины 20 века. Когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.
- 5. Развитие отечественной психологии.
- 6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
- 7. Общее понятие личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности.
- 15.Младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как источник психического развития личности младшего школьника. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
- 16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
- 17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
- 18.Основные концепции психологии обучения.
- 19.Психологические вопросы контроля и оценка результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются отметка и оценка.
- 21.Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионального педагога. Стили педагогического руководства. Профессиограмма педагога.
- 22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
- 23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
- 24.Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент.
- 25.Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Психологическое тестирование.
- 26.Результаты исследования. Интерпретация представления. Этические принципы исследования человека.