logo
психология гос теория шпора

18.Основные концепции психологии обучения.

Психологическая сущность программированного обучения. Начало 20 века ознаменовалось бурным ростом всех сфер производства и стремительным развитием науки. Образование стало перед сложной задачей: разработка новых методов преподавания и активизация процесса обучения, которые позволяли бы усваивать значительно больше объема знаний и в большей мере развивать способности. Программированное обучение сформировалось на основе идей бихевиоризма, - крупного психологического направления, основанного амер психологом Уотсном. Предметом психологии бихевиористы считали поведение животного или человека, которые описывались схемой стимул-реакция. Подбирая нужные стимулы, можно управлять поведением. В 60-е годы было положено начало разработке концепции программированного обучения. По ее условиям овладение новыми знаниями осуществляется с помощью обучающего устройства (программированного учебника, специальной обучающей машины или ЭВМ). Сущность концепции заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. В настоящее время на ее основе идет активная разработка компьютерных обучающих технологий. Эти идеи стали основополагающими для развития теории программированного обучения, цель которого состояла в повышении эффективности управления процессом учения. Программированное обучение сформировалось в сер 20 века. В его развитие большой вклад внесли Скиннер, Краудер. Из отечественных психологов Беспалько и Никандров. Процесс обучения рассматривался как предъявление, переработка и усвоение инфо. Обучающие программы включали как содержание учебного материала, так и управление процессом его развития и усвоения. Программирование состояло в выделении частей и характеристик учебного материала в точном определении последовательности операций по переработке инфо и системы реакции, которую учитель хочет получить от учащихся. Принципы программированного обучения индивидуализация обучения; напряжение потребности (закон готовности); смежность и повторяемость стимулов и реакций, закон, упражнение; обратная связь; контроль и подкрепление удачных реакций; закон эффекта.

Программированное обучение решает две задачи- получение правильной внешней реакции и ее закрепление. Недостатки: основные законы оперантного поведения, перенесенные на человека, были изучены бихевиористами на животных; не обеспечивается в должной мере развития творческого мышления; отмечается нежелательный эффект машинизации обучения.

В конце 80-х гг. XX века коллективом военных педагогов разработана и реализована в образовательных учреждениях концепция проблемно-деятельностного обучения. Среди ее достоинств выделяются сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, теории поэтапного формирования умственных действий, концепции проблемного обучения, а также определение взаимосвязанных требований как к деятельности обучаемых, так и к деятельности обучающих. В содержательном плане она опирается на два принципа, в соответствии с которыми организуется учебный процесс. Во-первых, это принцип активно-деятельностного развития личности в процессе обучения, а во-вторых – принцип проблемности. Как показывает анализ, рассматриваемая концепция нашла широкое применение в учебном процессе современной отечественной школы различных уровней.

В современных условиях активно разрабатываются и другие концепции обучения. Среди них, прежде всего, выделяются так называемые ультрапедагогические: суггестопедия (кибернетико-суггестопедия) - обучение средствами внушения; гипнопедия - обучение в состоянии гипнотического сна; фармакопедия - обучение с применением фармацевтических средств и др. Их применение, в частности при изучении иностранных языков и некоторых специальных дисциплин, показало неплохие результаты, но достаточного распространения пока еще не получило.