23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
Вали?дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.
Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять. То есть, к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений.
Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не
измеряется в каких-либо условных единицах).
Способы установления валидности теста
Существуют четыре основных способа установления валидности теста.
[править]
I. Оценка очевидной валидности.
Очевидная валидность – валидность, при которой оценивается общее соответствие теста его назначению.
II. Оценка содержательной валидности.
Содержательная валидность предполагает, что тест обнаруживает в себе полный набор заданий для измерения определенной черты.
III. Оценка конструктной валидности.
Этот способ проверки заключается в проведении продуманных экспериментов. Подход первый — «конвергентная валидизация» — это проверка ожидаемой связи тестовых оценок с другими показателями. Например, если для измерения какой-либо черты существует несколько методик, целесообразным было бы провести эксперименты по хотя бы двум, и тогда при обнаружении высокой положительной корреляции их результатов между собой можно говорить о валидности. Основной целью конвергентной валидизации является определение того, будут ли оценки теста варьироваться в соответствии с ожиданиями. Подход второй — «дивергентная валидизация» (англ.). Проверка валидности здесь заключается в том, что тест не должен измерять никакой черты, с которой он теоретически и не должен быть связан.
IV. Оценка прогностической валидности.
Прогностическая валидность заключается в том, что психологический тест часто используется для прогноза поведения. Соответственно, если прогноз оправдывается с течением времени, это говорит о том, что тест был валидным. Но для характеристики многих видов деятельности этого метода не достаточно.
Требования к идеальному тесту
Минимальное количество заданий. Однако чем больше личностных факторов хочет измерить тестирующий, тем большее количество вопросов целесообразнее задать тестируемому.
Тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен. Верно то утверждение, что тест, направленный
на одну группу, в результате тестирования которой были получены достоверные результаты, может быть
невалидным в отношении другого целевого сегмента. Адаптация теста. Применяется в случае проведения теста в иноязычной стране.
- Виды валидности
- Внешняя валидность
- Операциональная валидность
- Конструктная валидность
- Внутренняя валидность
- Экологическая валидность.
Гипотеза — научное предположение, которое вытекает из теории. Оно является еще не подтвержденным и не опровергнутым.
В методологии выделяют гипотезы эмпирического предположения и экспериментальной проверки.
Теоретические гипотезы нужны для устранения внутренних противоречий в теории. Второй тип гипотез — предположения, которые выдвигаются для решения проблемы экспериментальным методом. Этот метод отличается тем, что он может основываться не на теории.
Выделяют три вида гипотез по их происхождению:
• гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;
• научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;
• эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.
Поттсданкер выделил следующие варианты экспериментальных гипотез:
• контргипотеза — гипотеза, которая возникает как альтернатива к основному предположению;
• точная экспериментальная гипотеза;
• экспериментальная гипотеза о максимальной величине и т.д. Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы — предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение неизвестного параметра,
который основывается на математической статистике. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации сравнения параметров. Гипотезы, которые не опровергнуты в эксперименте, превращаются в факты, законы.
- 1. Зарождение психологии как науки. Основные принципы.
- 2. Методологический кризис в психологии.
- 3. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология.
- 4. Новые направления в психологии 2ой половины 20 века. Когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.
- 5. Развитие отечественной психологии.
- 6. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
- 7. Общее понятие личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности.
- 15.Младший школьный возраст. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как источник психического развития личности младшего школьника. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
- 16.Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самопознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
- 17.Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
- 18.Основные концепции психологии обучения.
- 19.Психологические вопросы контроля и оценка результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются отметка и оценка.
- 21.Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионального педагога. Стили педагогического руководства. Профессиограмма педагога.
- 22.Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
- 23.Валидность. Научная проблема. Гипотезы. Виды, типы, содержание.
- 24.Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент.
- 25.Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Психологическое тестирование.
- 26.Результаты исследования. Интерпретация представления. Этические принципы исследования человека.