5. Социальный педагог
8.Средства| р 9 Программы | МО-ЭтапыСПД"[
11. Дети и подростки: уровни развития и социализации
Выход: социализированный ребенок
Модель социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования
Содержательную сторону социально-педагогической деятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образованности детей, их социализацию и подготовку к жизни. Программы разных уровней должны:
способствовать социальному становлению личности воспитанников;
пониманию ими глобальных проблем современности;
самостоятельному решению комплексных проблем, требующих знаний из области разных учебных дисциплин и определенного социального опыта;
стимулированию самообразования на основе правильного выбора источников информации, постановки и осознания значимых личностных и социальных целей, использования средств достижения поставленных целей и т.д.
Аккумулируя современный уровень знаний в той или иной области, программа должна органически включать основы знаний о социальных нормах и моральных ценностях, закладывать мотивационные ориентиры на трудовую деятельность, способствовать развитию у обучающихся способность к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в се-
мейно-бытовой сфере, обучение досугу, подготовку к выбору социально ценных способов использования свободного времени, сохранения и укрепления здоровья, формирования способности к саморегуляции физического развития.
Применяемые в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей формы работы подразделяются на теоретические (лекции, беседы, диспуты) и практические, в которых дети и подростки имеют возможность опробовать полученные теоретические знания, умения -и навыки в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям (экспедиции, походы, экскурсии, слеты, конференции и т.д.).
Использование названных форм позволяет детям получать навыки научно-поисковой и экспериментальной работы, что способствует развитию познавательных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, формированию нового типа мышления, поведения и социально значимой деятельности, основанных на целостном мировоззрении.
Такие формы работы с детьми позволяют сочетать научно-поисковую, творческую деятельность с изучением жизни и быта людей, проживающих как на территории России, так и за рубежом. При этом образовательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается большой демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации формирующейся личности, выработке норм социального общения, навыков ориентации в достаточно большом (по сравнению с семьей, школой, двором) информационном пространстве, а также помогает формировать навыки принятия самостоятельного решения.
Сфера дополнительного образования создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные ценности личности, нормы социального общения, но и реализуются на практике достижения и ценности науки, культуры, производства и других сфер.
Дополнительное образование способствует формированию равноправных отношений детей со взрослыми на основе общих интересов и ценностей. В учреждениях дополнительного образования детей возможности и специфика
146
147
социально^педагогической деятельности позволяют в отличие от других видов образования объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся — одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения и тл.
Содержательная сторона социально-педагогической деятельности и ее формы комплексно интегрируются в динамику управления социально-педагогической деятельностью, отражая одновременно принципы возрастного, личностного подхода, природообразности и культурообразности.
Принцип возрастного подхода в управлении социально-педагогической деятельностью учреждений-дополнительного образования детей обязывает обеспечивать целенаправленное развитие личности с учетом использования особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических возможностей групп и коллективов.
Принцип личностного подхода обязывает руководителя считаться с тем, что в процессе педагогического сотрудничества педагога и воспитателя отношение к последнему должно быть как к личностиь как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.
Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая как ведущую его направленность на развитие личности воспитанника (а не только на преподавание), а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Дополнительный характер образовательной деятельности ориентирует ее на необходимость дополнения базового (шкального) обучения, в том числе и досуговыми воздействиями* а также посредством использования природных, социальных и культурных влияний на становление личности.
Принцип природосообразности образовательной деятельности предполагает, что она должна основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы, общества и личности. В этой связи содержание и формы образовательной деятельности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитуемых учитывают определенную половую и возрастную дифференциацию как в образовании, так и в организации жизнедеятельности общностей вос-^ питуемых.
Современная трактовка принципа культуросообразнос-
ти предполагает, что образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных, национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.
В соответствии с ним перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом: физической, материальной, духовной, интеллектуальной, коммерческой, политической, религиозной, духовной, интеллектуальной нравственной, бытовой, сексуальной, художественной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе) и др.
Методы образовательной деятельности аккумулируют в себе наиболее общие способы осуществления в процессе образования взаимодействия и способов решения конкретных задач.
В условиях динамизма организации образовательного процесса учреждением дополнительного образования де^ тей метод изменения деятельности и общения играет важную роль в управлении социально-педагогической деятельностью. Он ориентирует руководителей на целесообразность введения новых видов деятельности и общения на основе тщательного учета интересов и потребностей самих ребят, наличия материальных и кадровых предпосылок для обеспечения достаточно высокого уровня вводимой деятельности и анализа воспитательного потенциала того или иного вида деятельности в конкретных условиях.
Группа методов изменения отношений ориентирует принимаемые управленческие решения в сфере социально-педагогической деятельности на учет интегральных характеристик изменяемой системы отношений, таких, как стиль (или тон) жизни, социально-психологический климат, поле коллектива и др. Кроме того, при изменении деловых отношений эти методы предопределяют ориентир на корректировку не всей системы, а лишь одного из ее аспектов, в данном случае осуществляется более точное разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, определение прав и обязанностей, а также через регламентацию деловых отношений с помощью традиций и обычаев коллектива или специальных докумен-
148
149
тов. Важным условием эффективности деловых отношений является определение функции ее конкретного носителя, позволяющее обеспечивать сменность детского актива, устойчивость коллектива. Другим важным условием является ограничение полномочий самого педагога в любых видах деятельности. Изменение же неформальных межличностных отношений обязывает учитывать сложность и психологический уровень образовательного взаимодействия, с большой осторожностью применять элементы групповой психотерапии, а также современные организационные, обучающие и развивающие технологии (ролевые, театрализованные, деловые, организационно-деятельное -тные, рефлексивно-инновационные и другие игры). Все эти формы должны вводиться в жизнедеятельность детского коллектива лишь при условии их педагогической целесообразности, соответствия потребностям и интересам самих детей.
Третья группа методов образовательного процесса (используемых в управлении социально-педагогической деятельностью) связана с изменением идеальных компонентов образовательной системы: коллективных целей, в том числе педагогических; устойчивых представлений коллектива о самом себе и своем положении в мире, представлении о перспективах развития коллектива и его истории. Идеальные компоненты системы могут существовать как в словесно-логической форме (в виде устойчивых выражений, формулировок, легенд, историй), так и в образной форме — в виде представлений о коллективных ценностях и эталонных ситуациях. Педагоги могут влиять на идеальные компоненты, вводя в оборот новые идеи, лозунги» афористические фразы, создавая определенные образы. Педагогическая работа с идеальными компонентами системы иногда неоправданно сужается до целеполагания, тогда как цели являются лишь одним из многих идеальных компонентов и далеко не всегда выступают в качестве основного регулятора жизнедеятельности воспитательного коллектива.
Рассмотренные здесь принципы и методы не охватывают всего их многообразия. Охарактеризована лишь та их небольшая часть, которая выходит в той или иной мере на технологию совершенствования социально-педагогической деятельности применительно к специфике сегодняшних условий жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей.
Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей является одним из значимых институтов социализации личности, приближенных к интересам конкретной личности, семьи и общества. По уровню организации и управления, содержанию и формам, наличию комплексных программ учреждения дополнительного образования детей претендуют на роль социально-образовательных комплексов.
- Глава 2
- 2.1. Школа как открытая социально-педагогическая система
- 2.2. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей
- 1. Цель и задачи спд
- 4. Содержание спд
- 5. Социальный педагог
- 2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
- 2.4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа