logo
Шакурова

2.4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа

Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоя­нием общества, в котором они живут. Ограничение пра­ва жить и воспитываться в семье, зафиксированного в российском и международном законодательстве, обус­ловлено нестабильностью современного семейного обра­за жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличени­ем разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей.

Растет число неполных семей. Каждая пятая неполная семья имеет детей. По государственной статистике, по­давляющее число неполных семей относится к малообес­печенным и не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистрированного брака рождается около 20% от об­щего числа рожденных детей. В результате распавшихся брачных пар только за один год остаются без одного из родителей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Дети, не познавшие жизни в настоящей, гармоничной семье,

редко строят полноценные семейные отношения. В таких условиях постоянно девальвируют социально важные цен­ности — семья, брак, дети, родительство.

В последние годы произошли кризисные изменения в струк­туре семейных связей, так как многие родители не в состо­янии обеспечивать своим детям не только социально при­емлемый, но даже и физиологический уровень содержания. Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствия­ми разрушает мир ребенка, подростка, потому что его ро­дители, его естественные защитники оказываются несосто­ятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жиз­ненного уклада, достаточность средств к существованию.

Брошенные дети — результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально-психологической и эконо­мической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в са­мых комфортабельных и психологически щадящих усло­виях вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90% случаев к нарушениям его развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, стра­дают от психической и эмоциональной депривации, ис­пытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологи­ческого неблагополучия, находятся в социальной изоля­ции. Практически все воспитанники Детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педаго­гической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие есте­ственных образцов полоролевого поведения, слабость эмо­ционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

Существующая практика призрения детей-сирот в России до настоящего времени представляет собой систему их го­сударственного содержания, сепарации от общества, что

160

6-1041

161

1ё

Ф X го В

приводит к явлениям социальной депривации и мягких форм госпитализма у данной группы воспитанников.

В этой ситуации датские дома и^шкрлы-интернаты при­званы выполнять не только^об^разовательно-воспитатель-нь«и1ш1кщш.-0ни способствуют нормальной социализа­ции личности, ее полноценному развитию, компенсиру­ют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанни­ков и выпускников. Соответственно в этой деятельности определенную роль играет социальный педагог учрежде­ния интернатного типа, который должен глубоко разби­раться в психологических особенностях детей и подрост­ков. Его функции в специфических условиях приобрета­ют более целенаправленный характер.

/ Основные функциональные обязанности социального педагога в интернатном учреждении

V 1. Формирование гуманных отношений к воспитанни­кам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.

\у'2. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка в быту и досуговой дея­тельности.

Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности. 4. Выявление интересов и потребностей, проблем и труд­ностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. \/ 5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.

  1. Организация и координация различных видов соци­ально ценной деятельности воспитанников.

  2. Социально-педагогическая реабилитация дезадапти­рованных и социально и педагогически запущенных вос­питанников.

  3. Посредничество между воспитанником и учреждени­ем, членами семьи, социальными институтами.

\у9. Взаимодействие с педагогами, психологом, опеку­нами, родителями или лицами, их заменяющими, в ока­зании помощи воспитанникам.

1/10. Совместное ^сотрудниками социальных служб осу­ществление работы по трудоустройству выпускников, их обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и льготами.

«и о

|<5;

иЗ

Э о

X

л «

а

I

8 «5

а> ев

х а

8*

5

О

О. т « » Е

в'8|

5 ч

Я Н ев о в о

§5

Я с;

О. С и

Й Ю Я 5 «>

X я о * с

Е*

н о

О

Я ш 5? о и)

5.

Я

и Э8 &

162

163