2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
Работа социального педагога на селе имеет свою специфику. Например, целью деятельности общинного социального педагога является социально-педагогическая поддержка людей своей деревни, села, поселка, которая направлена на улучшение их социального здоровья, качества жизни, преодоление трудностей психолого-педагогического и социально-экономического характера. В сельской общине они работают с различными группами населения: детьми и молодежью, пожилыми людьми и инвалидами, семьями группы риска и молодоженами, беженцами и другими категориями людей, попавшими в трудную жизненную ситуацию (М.П. Гурьянова, 1995).
Общинные социальные педагоги способствуют социальному и интеллектуальному развитию детей, удовлетворению их интересов, потребностей и нужд. Они помогают детям найти свое место в жизни общины, улучшить взаимоотношения с родителями, сверстниками и взрослыми, учат принимать участие в решении социальных проблем жителей, обустройстве села; способствуют социальной адаптации детей к жизни, их лучшему самопониманию, уверенности в себе, формированию личностной ответственности, помогают справляться со стрессами, избегать конфликтов, самостоятельно преодолевать трудности.
Работая с молодежью, социальные педагоги создают оптимальные условия для удовлетворения потребностей молодых людей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии; организации культурного досуга; профессиональной ориентации и самоопределения, трудовой занятости и трудоустройства. Они помога-
150
151
ют молодежи в подготовке к семейной жизни, в разрешении кризисных и конфликтных ситуаций; в решении социально- правовых проблем, развитии предпринимательства.
Социально-педагогическая поддержка пожилых людей и инвалидов призвана помочь справиться с одиночеством, изоляцией, возрастными недугами, преодолеть чувство неполноценности и социальной невостребованности. Социальные педагоги помогают в оформлении документов, получении социальных льгот и пособий, материальной и медицинской помощи, установлении связей с органами социальной защиты населения, специальными фондами и ассоциациями.
Семейные социальные педагоги концентрированы на Помощи семье. Они помогают семьям в вопросах планирования семьи, укрепления семейных взаимоотношений, воспитания, развития, образования и социальной защиты Де-тей* укрепления их здоровья, рациональном ведении домашнего хозяйства, повышении культурного и образовательного уровня родителей, преодоления семейных конфликтов, оформления опекунства, усыновления, заботы о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии. Они вмешиваются в дела семьи в случаях жестокого обращения с детьми * физического или психологического насилия над ними, работают с семьями группы социального риска. Социальные педагоги призваны помогать семьям в кризисных ситуациях: распад семьи, развод* воспитание в неполной семье, повторный брак,, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство семьйу наркотическая зависимость, рэкет в отношении семьи, принуждение семь» к продаже квартиры за долги. Они помогают семьям, имеющим межэтнические и межиокрленные проблемы; разногласия «а религиозной почве.
Молодая семья также является объектом внимания социального педагога в аспекте формирования гармоничных семейных отношений; подготовки к сознательному родительству; организации семейного хозяйства; приобретения знаний по уходу за детьми и их воспитанию; преодоления трудностей становления семьи.
Социальные педагоги работают и с многодетными семьями, которым они помогают в решении материально-бытовых проблем; в организации досуга; летнего отдыха детей, укреплении и сохранении здоровья членов семьи; в организации вторич ной занятости родителей;
Совершенно очевидно, что при разведении функций социального работника и социального педагога обнаруживается большая нацеленность первого на работу со взрослым населением. Его главной заботой становятся развитие различных видов самопомощи, поддержка и стимуляция людей к развитию собственных сил, использованию собственных ресурсов, к конструктивной деятельности. От помощи к самопомощи — таково движение деятельности социального работника как в отношении отдельного человека, так и в отношении семьи как коллективного клиента. Дети и подростки в семье интересуют профессионального социального работника со стороны «социальных вредностей», исходящих от взрослого окружения, которым он обязан противостоять.
Главным объектом профессиональной деятельности социального педагога является формирующаяся личность, а ; социальная ммкросреда интересует его как фактор воспитания и развития растущей личности, ее социализации. Семья интересует социального педагога прежде всего со стороны семейного воспитания, выполнения родительских ролей и функций, социально-психологической атмосферы. Ддя-повышения воспитательного потенциала семьи рц использует особые методы в отличие от социального .работника и обычного педагога. Социально-педагогичес-: кал работа с с&мьей осуществляется прежде всего в интересах ребенка для оздоровления, даренного улучшения или оптимизация условий его жизни, деятельности и-раз-
, ВИТИЯ.,:;.; ■ ':..■:■»-.-.-,:
; Осуществляя возрастной подход в работе с детьми, социальный педагог всегда учитывает, что влияние семьи как института воспитания и особой воспитательной микросреды наиболее ощутимо в детском возрасте. Поэтому его работа с детьми неразрывно связана с решением проблем родительской компетентности. Воспитательная роль семьи,, несколько приниженная в условиях тотального об-
У: щественного воспитания, вновь усиливается в связи с новой образовательной ситуацией, при которой значительная часть детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. Эти так называемые неорганизованные дети воспитываются чаще всего в семьях повышенного социально-педагогического риска. Условия их семейного воспитания не способствуют полноценному развитию детей,
:-.их подготовке в школьному обучению* провоцируют явления социально-педагогической запущенности. Особен-
152
. 153
но остро проблема неорганизованных детей стоит в сельской местности, что диктует необходимость профессиональной адаптации социального педагога к изменившимся реалиям жизни. Поскольку детство является наиболее важным, самостоятельно ценным и фундаментальным периодом развития личности, приоритеты профессиональной деятельности социального педагога в работе с детьми и их родителями должны измениться.
Дети — наиболее уязвимая категория населения, которая нуждается в различных видах помощи со стороны социальных работников и педагогов.
Социальная защита детей — это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогических мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
Социальная помощь детям — одна из форм социальной защиты, представляющая как совокупность, так и отдельные социальные меры, направленные на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования детей из малообеспеченных семей в удовлетворении их жизненно важных потребностей.
Социальному педагогу приходится оказывать различные виды помощи детям. Однако приоритетным для них является социально-педагогическая поддержка детства.
Социально-педагогическая помощь (поддержка) — система социально-педагогических мер, обеспечивающих такие психолого-педагогические условия жизнедеятельности ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности.
Психолого-педагогические условия — это прежде всего система семейного воспитания и характер педагогического процесса в дошкольных учреждениях и школах. Они могут как способствовать, так и препятствовать полноценному развитию ребенка, его социальной адаптации. Поэтому социальный педагог не работает только с детьми. Его объектом является ребенок в воспитательном микросоциуме. Оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, он параллельно работает с педагогами, группой сверстников и родителями ребенка. Акценты этой работы меняются в зависимости от возраста детей. Для подростков наиболее важными являются их отношения со сверстниками. В то же время в силу взросления и неправильной позиции родителей у многих из них резко портятся отношения с родите-
лями и учителями. Младшие школьники находятся в большей зависимости от отношения учителя и его оценок, копируемых одноклассниками. Дошкольник в силу его зависимости от взрослых, особенно родителей, остро реагирует на нарушения семейного воспитания.
В опыте социально-педагогической работы существуют разнообразные модели, в которых отражены возрастной поход, сельская специфика и особенности современной социально-экономической ситуации. Одна из них разработана и апробирована Т.В. Лушпарь в Куртамышском районе Курганской области. Она сложилась в условиях утраты всеобщего охвата сельских детей дошкольными учреждениями и общего снижения качества жизни на селе. Появилась необходимость каким-то образом компенсировать недостатки семейного воспитания и отсутствие общественного воспитания так называемых «неорганизованных» детей.
Особенностями этой модели являются ее включенность в общую систему комплексной медико-психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам в районе. Она осуществляется в условиях специальных дошкольных микроцентров, создаваемых на селе.
Содержание работы центра, правовой статус его основного сотрудника — социального педагога, объекты социально-педагогической поддержки, параллельный характер работы социального педагога с детьми и родителями определены в Положении.
Положение о сельском дошкольном микроцентре социально-педагогической поддержки семьи и ребенка
Общие положения
Микроцентры являются структурным подразделением Центра медико-психологической и социально-педагогической поддержки детей и подростков районного отдела (департамента) образование (ЦПО).
Они создаются на базе образовательных учреждений. Все виды образовательных услуг дети и их родители получают бесплатно.
Микроцентр не является юридическим лицом, его правовые вопросы решает образовательное учреждение, на базе которого открыт микроцентр.
Микроцентр работает по плану, утвержденному ЦПО и согласованному с администрацией образовательного учреждения.
Социальный педагог отражает деятельность микроцентра в утвержденном ЦПО перечне документации:
— списки детей дошкольного возраста на селе; детейт не посещающих дошкольные учреждения; детей, обслуживающихся на дому и посещающих микроцентр;
154
155
9. Руководствуются в семейном воспитании Международной конвенцией о правах ребенка, Конституцией и Законом РФ «Об образовании».
Договор действует с момента его подписания в течение одного учебного года и переоформляется в новом учебном году.
Подписи сторон: Социальный педагог Родители
' Работа по социально-педагогической поддержке детей дошкольного возраста, лишенных возможности посещать детский сад и не имеющих нормального семейного окружения, является важной частью ранней профилактики безнадзорности, социально-педагогической запущенности и школьной дезадаптации детей. Социальный педагог выступает на селе своеобразным экологом детства в целом и особенно для самых маленьких его представителей, способствуя тем самым формированию надежного фундамента личности.
- Глава 2
- 2.1. Школа как открытая социально-педагогическая система
- 2.2. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей
- 1. Цель и задачи спд
- 4. Содержание спд
- 5. Социальный педагог
- 2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
- 2.4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа