logo
Шакурова

2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе

Работа социального педагога на селе имеет свою спе­цифику. Например, целью деятельности общинного со­циального педагога является социально-педагогическая под­держка людей своей деревни, села, поселка, которая на­правлена на улучшение их социального здоровья, качества жизни, преодоление трудностей психолого-педагогичес­кого и социально-экономического характера. В сельской общине они работают с различными группами населения: детьми и молодежью, пожилыми людьми и инвалидами, семьями группы риска и молодоженами, беженцами и другими категориями людей, попавшими в трудную жиз­ненную ситуацию (М.П. Гурьянова, 1995).

Общинные социальные педагоги способствуют соци­альному и интеллектуальному развитию детей, удовлет­ворению их интересов, потребностей и нужд. Они помо­гают детям найти свое место в жизни общины, улучшить взаимоотношения с родителями, сверстниками и взрос­лыми, учат принимать участие в решении социальных проблем жителей, обустройстве села; способствуют соци­альной адаптации детей к жизни, их лучшему самопони­манию, уверенности в себе, формированию личностной ответственности, помогают справляться со стрессами, из­бегать конфликтов, самостоятельно преодолевать трудно­сти.

Работая с молодежью, социальные педагоги создают оптимальные условия для удовлетворения потребностей молодых людей в интеллектуальном, культурном, нрав­ственном и физическом развитии; организации культур­ного досуга; профессиональной ориентации и самоопреде­ления, трудовой занятости и трудоустройства. Они помога-

150

151

ют молодежи в подготовке к семейной жизни, в разреше­нии кризисных и конфликтных ситуаций; в решении со­циально- правовых проблем, развитии предпринимательства.

Социально-педагогическая поддержка пожилых людей и инвалидов призвана помочь справиться с одиночеством, изоляцией, возрастными недугами, преодолеть чувство неполноценности и социальной невостребованности. Со­циальные педагоги помогают в оформлении документов, получении социальных льгот и пособий, материальной и медицинской помощи, установлении связей с органами социальной защиты населения, специальными фондами и ассоциациями.

Семейные социальные педагоги концентрированы на По­мощи семье. Они помогают семьям в вопросах планирова­ния семьи, укрепления семейных взаимоотношений, вос­питания, развития, образования и социальной защиты Де-тей* укрепления их здоровья, рациональном ведении домашнего хозяйства, повышении культурного и образовательного уровня родителей, преодоления семейных конфликтов, оформле­ния опекунства, усыновления, заботы о детях с отклонени­ями в умственном и физическом развитии. Они вмешива­ются в дела семьи в случаях жестокого обращения с деть­ми * физического или психологического насилия над ними, работают с семьями группы социального риска. Социальные педагоги призваны помогать семьям в кризисных ситуаци­ях: распад семьи, развод* воспитание в неполной семье, повторный брак,, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство семьйу наркотическая зависимость, рэкет в отношении семьи, принуждение семь» к продаже квартиры за долги. Они помогают семьям, имеющим ме­жэтнические и межиокрленные проблемы; разногласия «а религиозной почве.

Молодая семья также является объектом внимания со­циального педагога в аспекте формирования гармонич­ных семейных отношений; подготовки к сознательному родительству; организации семейного хозяйства; приоб­ретения знаний по уходу за детьми и их воспитанию; преодоления трудностей становления семьи.

Социальные педагоги работают и с многодетными се­мьями, которым они помогают в решении материально-бытовых проблем; в организации досуга; летнего отдыха детей, укреплении и сохранении здоровья членов семьи; в организации вторич ной занятости родителей;

Совершенно очевидно, что при разведении функций социального работника и социального педагога обнару­живается большая нацеленность первого на работу со взрос­лым населением. Его главной заботой становятся развитие различных видов самопомощи, поддержка и стимуляция людей к развитию собственных сил, использованию соб­ственных ресурсов, к конструктивной деятельности. От помощи к самопомощи — таково движение деятельности социального работника как в отношении отдельного че­ловека, так и в отношении семьи как коллективного клиента. Дети и подростки в семье интересуют профессионального социального работника со стороны «социальных вреднос­тей», исходящих от взрослого окружения, которым он обязан противостоять.

Главным объектом профессиональной деятельности со­циального педагога является формирующаяся личность, а ; социальная ммкросреда интересует его как фактор воспи­тания и развития растущей личности, ее социализации. Семья интересует социального педагога прежде всего со стороны семейного воспитания, выполнения родительс­ких ролей и функций, социально-психологической ат­мосферы. Ддя-повышения воспитательного потенциала семьи рц использует особые методы в отличие от социального .работника и обычного педагога. Социально-педагогичес-: кал работа с с&мьей осуществляется прежде всего в инте­ресах ребенка для оздоровления, даренного улучшения или оптимизация условий его жизни, деятельности и-раз-

, ВИТИЯ.,:;.; ■ ':..■:■»-.-.-,:

; Осуществляя возрастной подход в работе с детьми, со­циальный педагог всегда учитывает, что влияние семьи как института воспитания и особой воспитательной мик­росреды наиболее ощутимо в детском возрасте. Поэтому его работа с детьми неразрывно связана с решением про­блем родительской компетентности. Воспитательная роль семьи,, несколько приниженная в условиях тотального об-

У: щественного воспитания, вновь усиливается в связи с новой образовательной ситуацией, при которой значительная часть детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. Эти так называемые неорганизованные дети воспитываются чаще всего в семьях повышенного соци­ально-педагогического риска. Условия их семейного вос­питания не способствуют полноценному развитию детей,

:-.их подготовке в школьному обучению* провоцируют яв­ления социально-педагогической запущенности. Особен-

152

. 153

но остро проблема неорганизованных детей стоит в сельс­кой местности, что диктует необходимость профессиональ­ной адаптации социального педагога к изменившимся ре­алиям жизни. Поскольку детство является наиболее важ­ным, самостоятельно ценным и фундаментальным периодом развития личности, приоритеты профессиональной дея­тельности социального педагога в работе с детьми и их родителями должны измениться.

Дети — наиболее уязвимая категория населения, ко­торая нуждается в различных видах помощи со стороны социальных работников и педагогов.

Социальная защита детей — это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогичес­ких мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию к существующим со­циально-экономическим условиям.

Социальная помощь детям — одна из форм социальной защиты, представляющая как совокупность, так и от­дельные социальные меры, направленные на поддержа­ние достойных условий жизнеобеспечения и существова­ния детей из малообеспеченных семей в удовлетворении их жизненно важных потребностей.

Социальному педагогу приходится оказывать различ­ные виды помощи детям. Однако приоритетным для них является социально-педагогическая поддержка детства.

Социально-педагогическая помощь (поддержка) — си­стема социально-педагогических мер, обеспечивающих такие психолого-педагогические условия жизнедеятельности ре­бенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности.

Психолого-педагогические условия — это прежде всего система семейного воспитания и характер педагогического процесса в дошкольных учреждениях и школах. Они могут как способствовать, так и препятствовать полноценному развитию ребенка, его социальной адаптации. Поэтому со­циальный педагог не работает только с детьми. Его объек­том является ребенок в воспитательном микросоциуме. Оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, он параллельно работает с педагогами, группой сверстни­ков и родителями ребенка. Акценты этой работы меняются в зависимости от возраста детей. Для подростков наиболее важными являются их отношения со сверстниками. В то же время в силу взросления и неправильной позиции родите­лей у многих из них резко портятся отношения с родите-

лями и учителями. Младшие школьники находятся в боль­шей зависимости от отношения учителя и его оценок, ко­пируемых одноклассниками. Дошкольник в силу его зави­симости от взрослых, особенно родителей, остро реагирует на нарушения семейного воспитания.

В опыте социально-педагогической работы существу­ют разнообразные модели, в которых отражены возраст­ной поход, сельская специфика и особенности современ­ной социально-экономической ситуации. Одна из них раз­работана и апробирована Т.В. Лушпарь в Куртамышском районе Курганской области. Она сложилась в условиях утраты всеобщего охвата сельских детей дошкольными учрежде­ниями и общего снижения качества жизни на селе. По­явилась необходимость каким-то образом компенсировать недостатки семейного воспитания и отсутствие общественного воспитания так называемых «неорганизованных» детей.

Особенностями этой модели являются ее включенность в общую систему комплексной медико-психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам в районе. Она осуществляется в условиях специальных дош­кольных микроцентров, создаваемых на селе.

Содержание работы центра, правовой статус его ос­новного сотрудника — социального педагога, объекты со­циально-педагогической поддержки, параллельный характер работы социального педагога с детьми и родителями оп­ределены в Положении.

Положение о сельском дошкольном микроцентре социально-педагогической поддержки семьи и ребенка

Общие положения

  1. Микроцентры являются структурным подразделением Центра медико-психологической и социально-педагогической поддержки детей и подростков районного отдела (департамента) образование (ЦПО).

  2. Они создаются на базе образовательных учреждений. Все виды образовательных услуг дети и их родители получают бесплатно.

  3. Микроцентр не является юридическим лицом, его правовые вопросы решает образовательное учреждение, на базе которого от­крыт микроцентр.

  4. Микроцентр работает по плану, утвержденному ЦПО и согла­сованному с администрацией образовательного учреждения.

  5. Социальный педагог отражает деятельность микроцентра в ут­вержденном ЦПО перечне документации:

— списки детей дошкольного возраста на селе; детейт не посе­щающих дошкольные учреждения; детей, обслуживающихся на дому и посещающих микроцентр;

154

155

9. Руководствуются в семейном воспитании Международной кон­венцией о правах ребенка, Конституцией и Законом РФ «Об обра­зовании».

Договор действует с момента его подписания в течение одного учебного года и переоформляется в новом учебном году.

Подписи сторон: Социальный педагог Родители

' Работа по социально-педагогической поддержке детей дош­кольного возраста, лишенных возможности посещать детс­кий сад и не имеющих нормального семейного окружения, является важной частью ранней профилактики безнадзорно­сти, социально-педагогической запущенности и школьной дезадаптации детей. Социальный педагог выступает на селе своеобразным экологом детства в целом и особенно для са­мых маленьких его представителей, способствуя тем самым формированию надежного фундамента личности.