2.2. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей
Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 г в соответствии с Законом Российской Федерации преобразованы в учреждения дополнительного образования детей*. С приданием нового правового статуса этим учреждениям возрастает их роль в выполнении государственного заказа на социальное формирование и развитие личности, социально-педагогическую поддержку, защиту и реабилитацию последней. Названные учреждения предоставляют детям возможность свободного выбора видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени.
Основными задачами учреждений дополнительного образования детей как составной части социума являются
* См.: Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная соци&тьно-педагогическая модель: В 2 ч. М., 1996.
142
143
следующие: обеспечение необходимых условий для личностного развития; укрепление здоровья; профессиональное самоопределение И творческий труд детей в возрасте от 6 до 18 лет; социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе; социализация детей-инвалидов; работа с семьей; формирование общей культуры и организация содержательного досуга.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов, нужд и потребностей детей; культуро- и природосообразности; светского характера образования, гуманности и демократизма; дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
В этих учреждениях реализуются образовательные программы, сопряженные с такими направлениями социально-педагогической работы, как валеология, культурология, политология, социология, экология, экономика, техника, физкультура и спор, творческая ориентация детей дошкольного возраста, культура быта, туризм и краеведение, военно-патриотическая работа, допрофессиональное и начальное профессиональное образование.
Будучи открытыми социально-педагогическими системами, учреждения дополнительного образования детей должны учитывать и целый ряд факторов, непосредственно влияющих на их жизнедеятельность: уровень и спектр оказываемых услуг другими образовательными учреждениями социума (при невысоком имидже учреждения и низком качестве услуг потребители пойдут в другие воспитательно-образовательные учреждения, аналогичные учреждения дополнительного образования детей и т.д.), т.е. они становятся конкурентоспособными, с одной стороны, и с другой — имеют возможность за счет своего высокого имиджа и качества услуг формировать спрос на свои услуги.
Являясь образовательно-воспитательными институтами социума, учреждения дополнительного образования могут более успешно и активно внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. В них дети накапливают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, осознанного выбора профессии, духовного и физического роста.
Большой спектр направлений интеллектуальной и практической деятельности позволяет учреждениям дополнительного образования быстро откликаться на социальные потребности детей и родителей. Опираясь на положительную мотивацию воспитанников, их актуальные, социальные и образовательные потребности, учреждения дополнительного образования детей имеют больше возможностей для создания условий интенсивной социализации формирующейся личности, социальной защиты ее прав и свобод в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждениям дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.
Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей — это процесс целенаправленного решения социально-педагогических задач, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. Социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности. Она охватывает не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей сегодняшние социально-экономические потребности, вызванные самойжизнью.
Составными частями социально-педагогической деятельности является социальная защита детей и подростков — предоставление бесплатных образовательных, досуговых, оздоровительных и других услуг, допрофессиональная подготовка и трудоустройство по избранной специальности, выплата стипендий за счет дополнительных источников финансирования наименее обеспеченным и одаренным детям, а также социальная защита взрослых, которая предусматривает решение их социальных проблем -*-охрану здоровья, оплату труда и других социальных благ, предусмотренных законодательством.
144
145
Вход: социальный заказ на социальное воспитание детей
- Глава 2
- 2.1. Школа как открытая социально-педагогическая система
- 2.2. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей
- 1. Цель и задачи спд
- 4. Содержание спд
- 5. Социальный педагог
- 2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
- 2.4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа