logo
Шакурова

2.1. Школа как открытая социально-педагогическая система

Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является от­личительной чертой современных концепций социализа-цииличности: педагогическая концепция холистической (целостной) школы (Германия), концепция интегриро­ванного развития компетентности (Швеция, США), кон­цепция социального воспитания — «Школа—микрорай­он» (Россия) и др. В большинстве современных концеп­ций школа представляется как открытая гуманная система.

Открытая школа имеет многофункциональный харак­тер, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющи­ми различные убеждения, на диалог, развитие межлич­ностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время.

В открытой школе преобладают тенденции к расшире­нию и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, обществен­ными организациями, местными властями и т.д. И глав­ное — в открытой школе центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления чело­веческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.

В структуре открытой школы появляются новые вос­питатели — социальные педагоги, чья деятельность осно­вывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в" процесс социализации детей, подростков и молодежи.

выполняет роль «третьего лица», посредника, связующе­го звена между личностью и обществом.

Разработаны многочисленные варианты открытой школы, для которой главными являются повышение педагогичес­кой грамотности и культуры родителей с использованием возможностей социума, организация общественно полез­ной и культурно-досуговой совместной деятельности де­тей и родителей с включением в эти процессы обще­ственных формирований.

Деятельность открытой гуманной школы строится на следующих принципах: обогащение детства; отсутствие всякого насилия и давления на ребенка (никакой селек­ции, количественных оценок, стрессовых ситуаций); парт­нерство, демократический стиль человеческих отношений; свобода выбора детей; бесконфликтность отношений между учителем и учащимися; оптимистический настрой, радость* терпимость, взаимопомощь; тесные контакты с родите­лями и. социальной средой, самоуправление учащихся, самовоспитание, воспитание в духе общности и социаль­ной ответственности; большой набор программ по профо­риентации и социальной адаптации и т.д.

В этой связи представляет несомненный интерес про­ ект «целостной школы», разработанный немецкими педат гогами. Приоритетная задача состоит в том, чтобы внести существенные изменения -в повседневную жизнь школы, гуманизировать ее среду и весь учебно-воспитательный процесс. Школа должна стать местом радости для детей, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Весь, ее духовный и социальный климат должен создавать ус­ ловия для самореализации личности, формировать ее го­ товность в будущем способствовать созданию свободолю­ бивого и демократического общества, упрочнению мира и экологической защиты планеты. #

. В качестве главной цели концепция «целостной шко­лы» предусматривает воспитание в духе широкой соци­альной коммуникабельности, интеллигентного и ответ­ственного отношения каждого к самому себе, окружаю­щим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.

Конкретныекобразовательные задачи включают в себя; наиболее полное развитие субъекта.познания, любви к истине, гибкости мышления, вооружение знаниями, уме­ниями и навыками с позиций принципа целостности, от­раженной в мышлении, чувствах д действиях; заботу об

132

133

укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие спортивных, ремеслен­ных, социальныху художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутвержда­ющей социальной открытости, ответственности и готов­ности к участию в создании свободного демократическо­го строя; подготовку к жизни в гармонии с природой, развитие активности, самодеятельности в проведении ра­зумного досуга и т.д. Особо подчеркивается, что залогом успеха при реализации указанных задач является культи­вирование в школе духа творчества, стабильности поряд­ка, внутреннего покоя для учащихся. Без этого даже са­мые лучшие методы будут ограничены в своем воздей­ствии.

В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения. Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целост­ность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях. И благодаря этому личность будет лучше под­готовлена к жизни в духе современных требовании и в согласии с природой.

По мнению сторонников «целостной школы», ликвида­ция страха, агрессивного настроя, возможность свободно­го умственного развития являются ключом к тому, чтобы преодолеть существующие в обычных школах противоре­чия между целевыми установками, ориентированными на высокое качество обучения, и потребностью сделать шко­лу для детей более гуманной и привлекательной. Школа, где через развитие креативности без особого напряжения улучшается учеба, дает детям радость переживания успеха, что, в свою очередь, стимулирует развитие творчества и повышение качеств знаний. В результате учебно-воспита­тельный процесс приобретает гуманный характер, облег­чает всем учащимся индивидуализированные занятия при сохранении целостных взаимосвязей в учебном материале.

Что касается содержания образования, то «целостная школа» не отказывается от государственных рекоменда­ций в этом отношении, но ставит свои особые акценты. Она хочет предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки, также ремееленно-тех-

ническую). В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающа­яся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, эко­логические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества и т.д. К числу организационных форм учебного процесса и методов обучения авторы относят проектное обучение как наиболее отвечающее принципу целостнос­ти, интегрированные школьные дисциплины, дифферен­цированный подход к учащимся в соответствии с их ин­дивидуальными потребностями, сочетание активности и отдыха и другие методы, стимулирующие жажду позна­ний и переживание успеха.

Большая роль в реализации проекта отводится учите­лю. От него требуются такие качества, как профессио­нальное мастерство, разносторонние способности, любовь к своему делу и детям, педагогический такт, терпение и многое другое. В функции педагога входит также умение конструктивно организовать школьную жизнь и внешколь­ную деятельность, партнерство в школе, классе, на орга­низацию школьной жизни с учетом традиций различных культур через такие формы работы, как проведение праз­дников, торжеств, поездок, совместную творческую дея­тельность.

Прообразами открытых школ за рубежом стали общинные школы, которые возникли в Англии и США еще в 20-е годы нашего столетия и использовались для самореализа­ции и выражения интересов социально незащищенных слоев населения.

К общим признакам общинной школы можно отнести следующие: взаимную поддержку отношений между школой и общиной; распределение между ними средств; вовлече­ние членов общины в принятие решений и управление школой и другие признаки.

Российская концепция социального воспитания «Шко­ла — микрорайон» <В.Г. Бочарова) реализуется в различ­ных видах школ-комплексов и территориальных социаль­но-педагогических и культурных центров.

Территориально-йнтегрированной моделью социального воспитания личности, основанной на принципе открытой системы, являются социально-педагогические центры (СПЦ).

Социально-педагогический центр — структурно упоря­доченная и разветвленная сеть организации воспитатель­но-образовательных учреждений, социально-психологичес­ких общностей, территориальных групп и объединений,

134

135

служб помощи семье и детству, направленная иа соци­альную защиту и реализацию прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, пси­хическом и социальном развитии личности,

Сектор работы в мйкросреде Социально-развивающий центр «Досуг» Медико-психолого-юриди­ческая консультация семьи и детства

Социально-педагогический центр «Семья» Медико-психологический центр «Здоровье»

Сектор работы в школе Центр организации познава­тельной деятельности Центр организации спортивно-оздоровительной работы

Центр психолого-педагогй-ческой анимации при теле­фоне доверия Центр социальной педагогики

Система деятелъносгей

Система дифференцированного обучения.

: '- "

Система личностно-ориентированного социального воспитания

Система развития творческой одаренности в досуговой деятельности

Система поддержки молодежных инициатив

Система поддержки 1 психофизического здоровья детей

Система защиты и со-

циально-педаготичес-

коя поддержки группы

риска

Система коррекци-онно-развивающей работы с детьми с особыми нуждами

Система социально-! педагогической по­мощи семье

Система реабилитаци­онной работы с про­блемными семьями

Система социально-педагогической ди­агностики и мони-торинга

Задачи СПЦ: \,.;,- ,

--помощь семьей в индивидуальном развитии и станов­лении детской одаренности;

По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения. (И.Н. Закатом, 1996)*. При этом комплекс не должен быть простым соединени­ем составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имею­щей свою социально-культурную.атмосферу, психологи-ческий воспитательный микроклимат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.

(^циально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи>«Щкола—центр воспитательной работы в микрорай­оне». Основной смысл объединения школы с семьей, об­щественностью, объектами культурного и воспитатель­ного окружения состоит в использовании воспитательно­го потенциала социума путем его максимальной педатогизации.

• Социально-педагогический комплекс «Школа—мик­рорайон» предполагает непрерывную, педагогически це-

* Отражен социально-педагогический эксперимент школы М& 59 г: Я^ллвля (Директор И.Н-. Закатова; научнвю руководители Г: Се-левко и Н.К. Тихомирова).

136

137

лесообразную организацию учебного воспитательного про­цесса:

а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, обще­ ственные воспитатели);

б) в различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);

в) в условиях конкретной социально-экономическое и социокультурной обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:

Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:

\. Содержание образования, удовлетворяющее интере­сы и социальный заказ со стороны детей и родителей.

  1. Система воспитательной работы, делающая родите­лей партнерами школы, эффективно использующая воз­можности семьи в воспитании ребенка.

  2. Школьная социально-педагогическая служба, кото­рая осуществляет социальную заботу о семье и социаль­но-педагогическую поддержку и психологическое сопро­вождение растущей личности.

Удовлетворение интересов и социального заказа насо-держание образования осуществляется на основе ежегод­ного социально-педагогического и психологического ис­следования, в котором принимают участие все дети и ро­дители первоклассников. В дальнейшем скрининговые

исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь на полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая куль­тура. Направления объединяются в образовательные ком­плексы, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высо­кая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.

Комплектование отделений происходит при наборе де­тей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного харак­тера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивиду­альные учебные планы и т.п.).

Воспитание в комплексе рассматривается как равно­ценный компонент образования наравне с изучением ос­нов наук и предполагает единство процесса во всех сфе­рах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.

В сфере внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочис­ленные кружки, секции, студии. В деятельности воспита­тельных центров педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды (РВО), объединяемые для совме­стной творческой деятельности на добровольной основе. Дети и подростки могут не только удовлетворять разно­образные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях.

Содержание воспитательной работы задается програм­мой воспитания, в которой заложены последовательность и акценты формирования личностных качеств ребенка на основе возрастного подхода. Программа служит рекомен­дацией не только для педагогов, но и для родителей.

Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел: «Истина», «Красота», «Добро», «Интеллект». В структуру воспитательной работы комплекса входят также общена­родные и общекультурные праздники и традиции, в ко­торых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных

138

139

и всесторонней помощи школьнику в процессах становле­ния и развития его личности.

Принципами деятельности социально-педагогической службы являются:

  1. Личностный поход к ребенку, реализуемый в форму­ле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

  2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».

  3. Объективность подхода к ребенку — знание много­образных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекоменда­ций, учет возрастных особенностей личности (индивиду­альных черт, склонностей, нравственной позиции).

  4. Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и коорди­нации со всеми субъектами социального воспитания (ад­министрацией школы, педагогами, родителями, врачами, психологами, юристами, федеральными и местными влас­тями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помо­щи ребенку.

5. Неразглашение информации о ребенке и его семье. Основными функциями социально-педагогической службы

комплекса являются:

Воспитательная среда охватывает не только школу. Вос­питание, по справедливому замечанию А.С. Макаренко, ведется на каждом квадратном метре земли. Средовые вли­яния как позитивного, так и негативного характера, как целенаправленные, так и стихийные являются факторами социализации личности. Только открытая школа, которую со средой связывает прежде всего социальный педагог, способна полноценно осуществлять социальное воспитание.