9. Влияние игры на психическое развитие ребенка.
Вопросом о влиянии игры на психическое развитие ребенка занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. К их числу можно отнести Выготского Л.С. Гарбузова В.И., Обухову Л.Ф., Эльконина Д.Б., и мн. др. Значение детской игры сложно переоценить. В играх ребенок наиболее эффективно готовится к жизни взрослых людей. С. Л. Рубинштейн подчёркивал: «Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни… Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития». Игра имеет большое значение для жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание бу¬дущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Игру в детском возрасте нельзя заменить ничем другим, без нее невозможно развитие и воспитание ребёнка. Игра способствует развитию воображения. В ней ребенок совершает прорыв из области реально существующего «здесь и теперь» в область воображаемого. В игре ребенок думает, учится смекалке, находчивости, предприимчивости. Игра – творчество. «Игра раскрывает способности ребенка, но ещё и учит использовать их». Основываясь на данные исследований в области психологии можно утверждать, что в процессе игры у дошкольника интенсивно развиваются не только отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. В игре дети не только развиваются, но и обучаются. Играя, дети впервые осуществляют интеллектуальную систематическую работу. У них развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, поэтому играя, малыш всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную – ребенка и условную – взрослого. Это основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности – искусство и наука. Психологи в процессе исследований выявили, что в игре дети учатся общаться друг с другом, находить правильные решения в различных игровых ситуациях, которые потом переносятся в реальность. В игре развиваются лидерские способности, которые в обычной жизни формировать у детей сложно. В игре ребенок накапливает жизненный опыт, который ему пригодится в дальнейшем. Группа сверстников приучает его к терпимости, способности к уступкам без потери чести и достоинства, к компромиссу. Она наказывает пренебрежение мнением и интересами других, неразумное и эгоистическое своеволие. Она учит дисциплине и соблюдению правил поведения среди людей. В игре формируется самооценка ребенка, развивается его самосознание. То, как ребенок относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет, зависит от отношения к нему других людей. В игре со сверстниками каждый ставится на своё место. Часто лидеры предпочитают занимать в играх все ведущие роли, нередко они имеют завышенную самооценку. Постепенно в игре у сверстников растет недовольство и протест против этого, и лидеру по неволе приходится уступить свою роль другому. Для детей с низкой самооценкой игра является отличным способом ее повышения. Выполнение ребенком в игре различных ролей, в том числе и ведущих, способствует развитию уверенности в себе и в своих силах. Именно эти тенденции ставят игру на преимущественное место перед любой другой детской деятельностью. В ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Игра способствует развитию и раскрытию талантов у детей, особенно театрализованная игровая деятельность. Она развивает выразительность речи, способствует эмоциональному развитию. Игра «не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми». Игра способствует развитию эмпатии, чувства сопереживания другим детям, взрослым, животным. В игре дети учатся не оскорблять проигравшего, не смеяться над ним, помогать тому, кто устал, кто не может справиться с ролью. Очень важна сюжетно-ролевая игра для преодоления у ребенка чувства эгоцентризма в социальных отношениях. Игра является прекрасным средством снятия у детей психоэмоционального напряжения. В ней малыш может отреагировать свои эмоции, которые в обычной жизни взрослые ему не всегда позволяют проявлять: гнев, негодование, недовольство. В игре ребенок может покритиковать своих родителей, выразить им свое несогласие по поводу их несправедливого отношения и т.п. Она играет компенсаторную функцию: в игре на время слабый может стать сильным, трусишка - храбрецом. Заметим, что игра является и способом коррекции поведения детей при проявлении у них агрессивных реакций в адрес сверстников, при наличии у него проблем в общении и т.п. А.И. Захаров уже много лет использует различные игры для коррекции детских страхов, неврозов. По мнению Эриксона Э., в игре «осмысливаются реальные проблемы и переживания ребенка». Игра - это жизнь детей. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Таким образом, игра способствует развитию всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка в целом.
ВОПРОСЫ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИКЕ.ТРУФОНОВА
- История возникновения игры в ходе исторического развития общества. Соц природа игры.
- 3. Овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры.
- Структура игры, характеристика структурных компонентов.
- 6 Развитие сюжетно ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте
- 7. Специфика развития сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
- 9. Влияние игры на психическое развитие ребенка.
- 1.Классификация игр детей дошкольного возраста.
- 3.Сюжетно-ролевые игры. Руководство сюж-ролевыми играми детей разных возрастных групп.
- 3. Режиссерские игры детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития режиссерских игр.