История возникновения игры в ходе исторического развития общества. Соц природа игры.
На ранних этапах развития человеческого опыта, дети вместе со взрослыми вовлекались в трудовую деятельность (обрабатывали землю, рыболовство, охота).
Причины этого: не было резкой грани между взрослыми и детьми; дети рано становились самостоятельными.
С усложнением орудия труда, взрослые стали создавать для детей уменьшенные копии орудия труда. На этом этапе возникают игры-упражнения, для подготовки детей к трудовой деятельности. Затем появляется игрушка- спец предмет предназначенный для ребенка. Играя с игрушками появляеться ролевая игра.
Следуя из вышесказоного можно сделать вывод: в отношении общества игра- это дитя труда, а в отношении отдельного ребенка труд дитя игры.
Соц природа игры
Детская игра- уникальное явление, и достаточно загадочное для психологов.
Рассмотрим сначала происхождение игры с точки зрения психоанализа.
В основе игры по Фрейду как и в основе снов невротика, лежит тенденция к навящивому повторению травмированиющего воздействия. Согласно Фрейду ребенок с рождения подвергается всевозможным травмирующим воздействиям: рождение, отнятие от груди, травма неверности любимой матери, всевозможные травмы строгости и наказания. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности.
Детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями.
Игра по Фрейду то терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои невротические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Отсюда, содержанием игры является не окружающий мир, а сексуальные влечения ребенка. Детская игра является одним из механизма выхода запрещенных влечении.
Жан Пиаже – швейцарский психолог.
Путь развития ребенка, представляет следующим образом, сначала ребенок живет в своем собственном аттическом мире грез и желании, затем под давлением мира взрослых возникают 2 мира: игры и реальности. Наибольшее значение для ребенка имеет мир игры. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальности желании. Под давлением мира реальности происходит вытеснение мира игры. Таким образом ребенок живет одновременно в двух мирах. Борьба этих двух миров есть выражение врожденной ассоциальности ребенка. Мир игры по мнению Пиаже, есть остатки еще не вытесненными взрослыми изначально собственного мира ребенка т.е. межу миром ребенка и миром взрослых постоянная борьба. Взрослые, вытесняют подавляют собственный мир ребенка, который по возможности сопротивляется этому и способом такого сопротивления является уход в свой мир игры.
Отечественные психологи говорят о том, что мир маленького ребенка – это мама, близкие люди, которые удовлетворяют психологические и биологические потребности ребенка. Взрослый необходим ребенку, он живет не в мире грез, а в обществе людей и обстановке человеческих предметов, они и составляют главное содержимое мира ребенка. Игра – это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него., это выражения связи ребенка с обществом. В ролевой игре выражается стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно в силу сложности орудия труда.
эльконин показал, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно ролевой игры. Эльконин сделал вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в общественном иотношении. Детская игра социальна по своему происхождению т.к. игры являються окружающей действительностью. Ее возникновение связано не с действием внутренних вроженных инстинктов, а в полнее с определенными условиями жизни ребенка в обществе, соц средой.
понятие игры и виды игры.
Игра – один из видов активности человека и животного.
Детская игра – вид активности, заключающийся в воспроизведений детьми, действия взрослых и отношении между ними, и направлена на воссоздание познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности.
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действия и отношения взрослых.
Игровая деятельность делится на творческие их создают сами дети. Это сюж-ролевые – где дети воспроизводят отношения взрослых, беря на себя их роли, это строительные , отличается от сюж-ролевой результатом в виде постройки, сдесь ребенок созидатель, знакомиться с прфесией строителя, но строительная игра может перейти и в сюж-ролевую( например дети построили больницу, а потом играют в нее.).к творческим относятся так же игры драматизации, где основой для сюжета служат литературные произведения.( сказки стихи и т.д.
Вторая группа игр, игры с правилами, их разрабатывают взрослые для детей с определенной целью. Это подвижные игры, в них может быть роль, атрибуты. . В них присутствуют игр действия. Эти игры могут быть как сюжетными так и бессюжетными.
И обязательны правила, без них цель игры теряется. правила определяются до начала игры.
К играм справилами относяться и дидактические игры –обучающие, развивают ЗУНы.
Структура дидактической игры:
1. дид задача-это те зуны, которые воспитатель формирует у детей в игре.
2.дид задача переходит в игровую. Дид задача скрыта от ребенка, он играет , но в процессе игры учиться.
3.правила. соблюдение их непременное условие игры.
4. присутствует результат
5. игровые действия
6. дидактический материал : предметные картинки, предметы, модели
7. могут быть роли – дополнительный структурный элемент
8. сюжет – дополнительный структурный элемент.
Дид игра – являеться видом и формой взаимоорганизаций действия взрослого с ребенком. Если в сюж-ролевой игре он осваивает деятельность человека, то в дидактической он осваивает способы умственной деятельности.
- История возникновения игры в ходе исторического развития общества. Соц природа игры.
- 3. Овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры.
- Структура игры, характеристика структурных компонентов.
- 6 Развитие сюжетно ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте
- 7. Специфика развития сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
- 9. Влияние игры на психическое развитие ребенка.
- 1.Классификация игр детей дошкольного возраста.
- 3.Сюжетно-ролевые игры. Руководство сюж-ролевыми играми детей разных возрастных групп.
- 3. Режиссерские игры детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития режиссерских игр.