Структура игры, характеристика структурных компонентов.
Выделил Эльконин
1. роль – центр игры, самый главный элемент. Это способ поведения ребенка в игре, который должен соответствовать принятым в обществе нормам, правилам. Бывают главные и второстепенные.
2. ролевое поведение регулируется правилами и нормами.
3. игровые действия – носят разный характер, как условный так и реальный или заменяеться словом.
4. игровые предметы – игрушки, атрибуты и предметы заместители.
5. сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Могут быть бытовыми, профессиональные, социальные( игра в некий праздник).
6. содержание – то что выделено и воспризведено детьми в качестве главного элемента действительности между взрослыми в их трудовой и общественной деятельности. Сюжет может быть один, а содержание разным.
7. ролевые отношения- определяют выбор и распределение ролей. При выборе партнера дети оценивают нравственные качества сверстников их умения, так же по симпатии.
8. реальные отношения – наступают тогда, когда ребенок выходит из роли. Могу противоречить игровым, чем старше ребенок, тем чаще этот конфликт, разрешается в пользу реальных отношении.
Вывод – все структурные компоненты взаимосвязаны друг с другом и их объединяет главный компонент - роль.
возникновение предпосылок ролевой игры в младенческом и раннем возрасте.
Игровая деятельность проходит длительный путь развития, первые элементы игры появляются в младенческом возрасте.
1 этап развития называется ознакомительным.
Мотив, побуждение задается взрослым с помощью игрушки. Действие с игрушкой носят мунипулятивный характер.
Дети 2-3 месяца следят за приближающимся или отдоляющимся от них взрослым, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Ребенок хаотично двигает руками, наталкивается на предметы, на которых сосредоточен взгляд, в следующии раз ребенок направляет свое действие, это развивает зрительно двигательную координацию, ребенок захватывает предмет. Первые его действия хватательные, после у них развиваються поворотные и цепные движения( похлапывание по предмету, размахивает ими перекладывает из руки в руку, постукивает предметы друг о друга).
Эти движения нужны чтобы рассмотреть редмет, изучить его свойства. И эти действия являються основными первых месяцев жизни ребенка по изучению предмета. На ознокомительном этапе игры, познаются физические свойства предмета(цвет, форма, звук). Ребенка больше привлекают новые или полузнакомые предметы, а к хорошо знакомым пропадает интерес. Взрослым нужно предлагать новые игрушки ребенку и показывать действия с ней. Если разнообразить игрушки по форме, упругости, звучанию, то у ребенка на основе ориентировачных действии, формируются предметно спецефические действия. Большое значение имеет общение со взрослым. Первый сюжет игры в жизнь ребенка входит с помошью мамы( ладушки, коза – рогатая). Они в стихотворной форме, сначала она сама все проговаривает и рассказывает, в следующии раз стимулирует ребенка, покажи как сорока кашу варила. А в 8-10 мес ребенок становиться участником игры. Игра и средство общения с ребенком превращаются в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.
Вывод на первом этапе ознакомительном ребенок познает свойства предмета, учится действовать с ними, и создает предпосылки для перехода игровой деятельности на новый этап.
Развитие игры в раннем возрасте.
При правильной организации воспитательной работы первого полугодия, второго года жизни, дети начинают переходить от действии основанных на свойствах предметов и игрушек к отражению, практических, смысловых связей между ними т.е. обыгрывать доступных пониманию ребенка, сюжетов из его жизни.
2 этап сюжетно отобразительная игра. Особенности: - стремление многократно повторить одно и тоже игровое действие.( кашу сварит раз 10 может).
Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с
окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности.
Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный
в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать
действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе
(например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение
результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть
действие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок
переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.
На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому
указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить
ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит
ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому
действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого.
Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка
сложился образ взрослого и его действий.
В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и
элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии».
Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В
таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на
реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными,
превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми
предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.
Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных
действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу
предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает
игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю».
Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.
Развитие сюжета игр исследовали Н.Михайленко, Н.Пан-тина. Сначала сюжеты
описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или
последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними
жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит
обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором
определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую
ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта
действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых - объект
действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных
действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем
персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец
взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с
набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например,
отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет
занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным
обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный
руководитель, затем детей забирают родители.
На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они
возникают по внеигровому поводу -места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у
детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками,
проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям.
Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-
то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против
вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры
игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими
достижениями в игре (красиво нарядил куклу).
Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно
игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого
одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к
играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из
детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В
конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого
действия, качества его выполнения, достигнутого результата.
Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет
интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-
заместители в соответствии с их игровым значением;
- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику
жизненных связей;
- действия обобщаются и отделяются от предмета;
- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с
этим называть себя именем взрослого;
- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец
действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.
Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:
- формируются первые игровые умения;
- складывается способность ставить и решать игровые задачи;
- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
- История возникновения игры в ходе исторического развития общества. Соц природа игры.
- 3. Овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры.
- Структура игры, характеристика структурных компонентов.
- 6 Развитие сюжетно ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте
- 7. Специфика развития сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
- 9. Влияние игры на психическое развитие ребенка.
- 1.Классификация игр детей дошкольного возраста.
- 3.Сюжетно-ролевые игры. Руководство сюж-ролевыми играми детей разных возрастных групп.
- 3. Режиссерские игры детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития режиссерских игр.