logo
Вопросы к ГЭК по ТиММузВоспДетДВ

Методика развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Музыкальное восприятие – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушание музыки в дошкольном учреждении проводится в различных формах. 1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ним – в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал. Слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности. 2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов.

3. С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4-5 произведений. 4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведений. Исполнение, как вокальное, так и инструментальное, должно точно передавать художественный образ произведения, быть простым и эмоционально-выразительным. В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольного возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

Слушание музыки организуется поэтапно: 1) первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением; 2) повторное слушание, разбор произведения, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности; 3) узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности; На каждом из этих этапов применяются определенные методы и приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка. Необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В младших группах педагог может использовать игрушку, помогающую восприятию музыкального образа. На втором этапе - повторном слушании – педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, путем привлечения к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти. На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях.

В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется наиболее избирательное отношение к музыке.

В силу возрастных особенностей дошкольников организация развития их музыкального восприятия имеет некоторые отличия.

По мнению специалистов в данной области, слушание (восприятие) музыки полезно малышу еще до появления на свет, на стадии его внутриутробного развития. С первых же дней после рождения нужно начинать приобщать ребенка к музыке. Необходимо способствовать накоплению у детей первого года жизни опыта слушания простейших мелодий, чтобы создавать предпосылки для активной музыкальной деятельности на последующих возрастных этапах. Для формирования устойчивого внимания и обеспечения разнообразия музыкальных впечатлений детям полезно давать слушать звуки различных музыкальных инструментов. Для обогащения музыкальных занятий используется слушание музыки с показом игрушки. При этом важно, чтобы характер музыки и слова были тесно связаны с содержанием показа. Детям можно предлагать прослушать простые народные плясовые мелодии, исполняемые взрослым или в записи («Юрачка», «Гопак» и др.). При повторном слушании плясовых мелодий с детьми данного возраста полезно организовать показ движущихся игрушек. Плясовые мелодии можно давать для слушания 2-3 раза. В дальнейшем следует неоднократно привлекать внимание детей к этим мелодиям, предлагать им похлопать в ладоши при их звучании. Возможно использование педагогом игры-пляски – взрослый побуждает детей к движениям под музыку.

В раннем возрасте восприятие продолжает формироваться путем интенсивного приобретения детьми слухового опыта. Они должны слушать музыку не только на музыкальных занятиях, но и в соответствии с программой «Пралеска» педагог должен организовать в группе слушание музыки в записи ежедневно по 5–7 минут.

Поскольку для детей этого возраста главным видом деятельности является игра, очень важно, чтобы в процессе ее музыка была своеобразным звуковым фоном. Целесообразно также применять игровые приемы, которые могут быть названы «Играй и слушай». Они основаны на непроизвольном внимании, характерном для детей раннего возраста, и ставят своей целью постепенное количественное накопление слухового опыта детей.

В групповой комнате или музыкальном зале организуется художественная среда: дети играют с игрушками и одновременно слушают музыку. В большей степени целесообразнее использовать народные песни, танцевальные и хороводные мелодии. На музыкальных занятиях следует практиковать проведение игр под веселые народные мелодии (например, с малышами проводится игра «Саука ды Грышка» – музыкальный руководитель напевает песню «Саука ды Грышка» или исполняет ее на музыкальном инструменте и предлагает детям хлопать в ладоши под веселую музыку. С ее окончанием дети должны опустить руки на колени и т.п. Педагог может предложить детям подпевать концы музыкальных фраз). В раннем возрасте для слушания нужно чаще всего использовать колыбельные песни, которые близки малышам. Во время пения необходимо также давать малышам начальные навыки движений под музыку. В группе «Малыши» необходимо последовательно закреплять навыки музыкального восприятия, полученные детьми в предыдущей возрастной группе, поскольку эти навыки еще очень неустойчивы. В связи с этим музыкальные занятия должны быть направлены на восстановление прежнего уровня музыкального развития детей. Постепенно обогащается музыкальный репертуар, включаются некоторые классические произведения: например, П.И. Чайковского – «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», В.А. Моцарта – «Вальс», «Колыбельная» и др. одной из важных задач в данной возрастной группе выступает – установление тесной связи музыки с движением. Постепенно необходимо детей учить отмечать спокойный и подвижный характер музыки (ходьба и бег). Занятия по слушанию музыки с детьми группы «Малыши» можно условно разделить на три этапа: слушание музыки; показ педагогом движущихся под музыку игрушек или игровых упражнений; игра или движение детей под музыку. В процессе музыкального воспитания малышей важно постоянно вызывать и поддерживать у них радостные переживания в связи с восприятием музыки. При этом коллективные формы работы должны сочетаться с индивидуальным подходом к ребенку.

Дети группы «Почемучки» уже имеют определенный опыт восприятия музыки, поэтому возможности ее слушания значительно расширяются. Особое внимание должно обращаться на восприятие эмоционально-образного содержания музыки, особенности настроения. На занятиях с этой категорией детей продолжают использовать классическую и народную музыку, которая обогащает дошкольников новыми яркими впечатлениями. Детей можно познакомить со звучанием различных по составу музыкальных инструментов оркестров. В программе «Пралеска» рекомендуется увеличить ежедневное слушание музыки до 8-10 минут. Особое внимание в группе «Почемучки» по-прежнему обращается на связь музыки с движением. Музыкально-ритмические движения являются одним из важных компонентов развития музыкальных и творческих способностей детей и способствуют осознанию содержания музыкального произведения. У младших «Почемучек» музыка вызывает эмоциональный отклик, но они еще не могут выразить свои мысли и чувства. Вместе с тем правильно подобранная и хорошо исполненная музыка производит на них огромное впечатление, оставляя заметный след в их сознании. Формируя музыкальное восприятие детей этого возраста, педагоги должны стремиться к тому, чтобы ребята запоминали музыкальное произведение, а при повторном слушании узнавали уже знакомую мелодию. В связи с этим большую роль в организации слушания музыки играет повторное слушание. Детям данного возраста (3-5 лет) для слушания нужно предлагать короткие, ясные по форме, выразительные, веселые народные песни и пляски, спокойные колыбельные песни, задорная маршевая музыка, в дальнейшем – классическая инструментальная музыка. Предпочтение следует отдавать небольшим музыкальным пьесам программно-изобразительного характера (например, из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса – «Слон», «Аквариум» и др.; пьесы Э. Грига «Бабочка», «Ручеек»и др.). необходимо использовать приемы, позволяющие заинтересовать детей музыкой (может быть с применением игрушки). Эффективен и такой прием, когда взрослый, знакомя детей с песней или инструментальным произведением, дает определенные пояснения. Например, педагог разъясняет содержание бел.нар. песни «Саука ды Грышка», а затем она инсценируется с помощью персонажей кукольного театра. После первоначального прослушивания этой песни, ее инсценирования и соответствующих разъяснений педагога дети начинают ее разучивать и исполнять. Основными задачами при работе со старшими «Почемучками» выступают следующие: формировать умение внимательно слушать музыку от начала до конца, воспитывать устойчивый интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание в процессе слушания музыки, развивать первоначальные умения высказывать свои суждения о музыке, анализировать ее, расширять представления детей о музыкальных жанрах, способствовать накоплению опыта передачи детьми в движениях особенностей музыкального образа произведения, формировать способности целостно и дифференцированно воспринимать музыкальные произведения, понимать общий характер и настроение музыки, определять средства музыкальной выразительности. С детьми данного возраста должна проводиться более системная работа по слушанию музыки на основе предыдущего опыта первоначального ознакомления с небольшими музыкальными произведениями. На пятом году жизни дети начинают слышать большее количество средств музыкальной выразительности: на первых порах темп и тембр, затем ритмические особенности и динамику, особое внимание должно уделяться анализу основного выразительного средства – мелодии.

Дети старшего дошкольного возраста имеют уже сформированные навыки слушания музыки. В этом возрасте продолжается последовательная работа по развитию музыкального восприятия, более глубокому осмыслению особенностей музыкального произведения. Дети данной возрастной категории в состоянии слушать более продолжительные музыкальные произведения. В связи с этим, программа «Пралеска» предусматривает ознакомление дошкольников с более сложными произведениями музыкальной классики – инструментальной, вокальной, различной по своей тематике и жанровым особенностям. Усложнение музыкальных произведений идет от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам, в которых доминирует выразительное начало. На этой основе последовательно развивается интерес к музыке, восприятие музыкального образа становится более глубоким и осознанным. Можно использовать метод проблемных вопросов и ситуаций, дети сами могут прийти к определенному выводу по поводу определения средства выразительности или жанра прослушанной музыки. В этом возрасте словарный запас отличается достаточно большим объемом, поэтому дошкольники могут аргументировано рассказать, что чувствуют при слушании музыкального произведения. На занятиях по слушанию музыки может использоваться методический прием «Послушай и скажи». Данный прием условно можно разделить на 4 этапа: вступительная беседа, исполнение музыкального произведения, беседа о прослушанном, повторное слушание. Целью беседы является концентрация внимания детей на музыкальном произведении, предлагаемом для слушания, возникновение интереса у дошкольников. Беседа после слушания должна быть живой, конкретной и непринужденной. Если она слишком длительная и многословная, дети могут растерять свои впечатления от прослушанной музыки.

О.П. Радынова обращает внимание на то, что дети дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными и.т.д. важно, чтобы дети поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств.

При организации слушания музыки важным является использование приема синтеза искусств. их взаимодействие, когда ребенок в процессе восприятия музыки как бы опирается на более доступные для него поэзию и живопись, является очень эффективным, обогащает восприятие музыкального произведения, дает возможность более основательно донести до детей музыкальный образ.

Приемы и методы развития музыкального восприятия дошкольников могут быть самыми разнообразными, могут сочетаться, варьироваться, вместе с тем, они будут эффективны только в случае грамотного, яркого, четкого звучания музыкального произведения, которое оказывает глубокое воздействие на ребенка, вызывает у него эмоциональный отклик, побуждает к его словесной оценке.