Методика обучения детей пению как одному из основных видов детского музыкального исполнительства.
Певческие возможности дошкольников в каждой возрастной группе различны, в связи с этим можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет.
В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках, ритмический рисунок должен состоять из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное. У детей 3–4 лет, как правило, диапазон пения ре-ля первой октавы, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произношении отдельных звуков.
Если работа по музыкальному воспитанию ведется в дошкольном учреждении систематично, к концу 3-го года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки. Перед педагогом в данной возрастной группе стоят следующие задачи: развивать певческие интонации, научить подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю, привлекать внимание дошкольников к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.
Во втором возрастном периоде происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. Диапазон пения ре-ля первой октавы, дыхание еще не равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении некоторых звуков. В 4-5 лет диапазон пения расширяется, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяженные фразы, лучше произносят слова. В этом возрастном периоде подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля.
На данном возрастном этапе обучения пению педагог должен выполнять следующие задачи: учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения; петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами; произносить слова внятно, правильно; учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей; петь в сопровождении инструмента и без него.
В 5-6 лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими. Диапазон еще шире: ре первой-до второй октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием, появляется чистота интонации, звонкий голос, выразительное пение, артистичность, интерес к музыке. Используется разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до громкой. Песни могут исполняться всей группой, подгруппами, индивидуально, по ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно и.т.д.
Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обучения применяет дирижерский жест.
Работу над песней можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.
1-й этап работы над песней - ознакомление с песней. Цель первого этапа – заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить средства музыкальной выразительности. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится побудить интерес к ней, желание ее выучить. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение.
На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий; разучивание осуществляется по музыкальным фразам!!!!!). Дети овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни. Большую роль приобретают упражнения. Упражнения даются как распевание перед пением песен. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений.
На втором этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Важно учить детей протягивать гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе.
Работа над дыханием заключается в разъяснении и показе, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать. Для правильного дыхания важна певческая установка – прямая посадка, не поднимая плеч.
Для выработки правильной дикции применяются следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Получить чистоту интонации в пении помогают приемы: настройка на первом звуке песни; пение одной мелодии педагогом, исполнение одной мелодии на инструменте; разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе.
Чувство ансамбля (т.е. вместе) также необходимо при хоровом пении. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности.
На третьем этапе песни повторяются. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар. Если песня полюбилась, ребята поют ее по своему желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Вокальные навыки:
Певческая установка – правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания.
Звукообразование – способ извлечения звука.
Дыхание – один из основных вокальных навыков, от которого зависит чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания.
Дикция – правильное и четкое произношение слов.
Артикуляция – предполагает становление тембрального родства гласных.
Звуковедение – способ ведения звука.
Хоровые навыки:
Строй – точное интонирование в пении.
Ансамбль – художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения.
- Характеристика видов детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
- Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном образовательном учреждении.
- Методика организации музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста.
- Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
- Методика обучения детей пению как одному из основных видов детского музыкального исполнительства.
- Методика развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста.
- Музыкально-дидактические игры и пособия.
- Использование белорусского фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
- Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия