§4.Научность (ступень абстракции) описания предметных знаний
Анализ состояния науки во всех областях человеческой деятельности позволяет выделить несколько способов описания явлений действительности, которые представляют последовательные ступени развития науки. Эти ступени названы В. П. Беспалько ступенями абстракции в описании соответствующих явлений и обозначены буквой β.
Научное описание достигает совершенства, когда оно удается на языке математики. Однако математизация науки - это сложный процесс постепенного перехода от естественного языка, используемого для констатации объектов и явлений, к языку формальному, ведущему к предсказанию и от него к прогнозированию. Используемый язык оказывает влияние на характер учебно-познавательной деятельности учащихся.
Чем выше ступень абстракции в изложении учебного материала, тем больше его обобщенность и свернутость. Это в свою очередь способствует совершенствованию у учащихся интеллектуальных умений, становящихся все боле гибкими и содержательными.
Последовательный перечень ступеней абстракции может быть представлен так:
-
Феноменологическая ступень (β=1) –описательное изложение фактов и явлений, каталогизация объектов, констатация их свойств и качеств, использование преимущественно естественного языка и житейских понятий. Однако уровень достижимого понимания процессов и явлений на этой ступени описания предметных знаний часто бывает недостаточным для разумной и продуктивной деятельности в изучаемой области. Для начального этапа обучения эта ступень абстракции учебного материала может быть вполне достаточной.
-
Аналитико-синтетическая ступень абстракции (β=2). Содержит качественное и полуколичественное объяснение явлений действительности и свойств объектов и закономерностей (известны сущность первого порядка, свойства объектов и явлений, механизмов, управляющих функционированием анализируемых фактов и процессов). Создаются возможности для предсказания направленности дальнейшего развития и возможных исходов в наблюдаемых явлениях. Образуется язык науки с присущими ей понятиями и выражениями, символами обозначениями.
-
Прогностическая ступень (β=3). Объяснение явлений предметной области с созданием их количественной теории, моделированием основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств объектов (известны закономерности функционирования конкретного вида). Создаются возможности прогноза сроков и количеств в исходах явлений и процессов. Создан развитой язык данной науки, которая становится производительной подлинной силой общества.
-
Аксиоматическая ступень (β=4). Объяснение явлений с использованием высокой степени общности описания (большой объем материала и широкое использование научного языка, известны общие законы функционирования объектов любой природы). Возможен точный и долгосрочный прогноз и объяснение.
Если представить шкалу ступеней абстракции как шкалу интервалов, то можно предложить для оценки степени научности учебного материала коэффициент научности (Кβ): Кβ= βф/ βт; где βф- фактическая ступень абстракции, на которой ведется преподавание, βт – ступень абстракции, достигнутая в отрасли науки. Понятно, что 1/4 ≤ Кβ ≤1.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что понимают под ступенью абстракции в изложении учебного материала?
2. Каковы особенности феноменологической ступени описания предметных знаний?
3. Каковы особенности аналитико-синтетической ступени описания предметных знаний?
4. Каковы особенности прогностической ступени описания предметных знаний?
5. Каковы особенности аксиоматической ступени описания предметных знаний?
- Научные основы содержания школьного курса физики
- Введение
- §1.Уровни изучения учебного курса (предмета)
- §2.Дидактические принципы отбора содержания образования
- §3.Основные положения структурирования содержания обучения
- §4.Научность (ступень абстракции) описания предметных знаний
- §5 Конструирование содержания обучения физике
- §1 Пространство и время в макромире
- §2.Пространство и время в мегамире
- §3. Пространство и время в физике микромира
- §4. Пространство и время в курсе физики средней школы
- §1 Вещество в макромире. Свойства вещества
- §2 Строение вещества. Микрочастицы и их свойства
- §3 Гравитационное поле
- §4 Электромагнитное поле
- §5 Вещество и поле
- §6 Описание строения и свойств материи в курсе физики средней школы
- §1 Механическое движение и его характеристики
- §2 Тепловое движение и его характеристики
- §3 Электромагнитное движение материи
- §4 Взаимное превращение частиц и поля
- §5 Описание видов движения материи в курсе физики средней школы
- §1 Гравитационное взаимодействие и его особенности
- §2 Электромагнитное взаимодействие и его особенности
- §3 Сильное и слабое взаимодействия
- §4 Описание фундаментальных взаимодействий в курсе физики средней школы