logo
Кротов В М Научные основы содержания школьного

§4.Научность (ступень абстракции) описания предметных знаний

Анализ состояния науки во всех областях человеческой деятельности позволяет выделить несколько способов описания явлений действительности, которые представляют последовательные ступени развития науки. Эти ступени названы В. П. Беспалько ступенями абстракции в описании соответствующих явлений и обозначены буквой β.

Научное описание достигает совершенства, когда оно удается на языке математики. Однако математизация науки - это сложный процесс постепенного перехода от естественного языка, используемого для констатации объектов и явлений, к языку формальному, ведущему к предсказанию и от него к прогнозированию. Используемый язык оказывает влияние на характер учебно-познавательной деятельности учащихся.

Чем выше ступень абстракции в изложении учебного материала, тем больше его обобщенность и свернутость. Это в свою очередь способствует совершенствованию у учащихся интеллектуальных умений, становящихся все боле гибкими и содержательными.

Последовательный перечень ступеней абстракции может быть представлен так:

Если представить шкалу ступеней абстракции как шкалу интервалов, то можно предложить для оценки степени научности учебного материала коэффициент научностиβ): Кβ= βф/ βт; где βф- фактическая ступень абстракции, на которой ведется преподавание, βт – ступень абстракции, достигнутая в отрасли науки. Понятно, что 1/4 ≤ Кβ ≤1.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что понимают под ступенью абстракции в изложении учебного материала?

2. Каковы особенности феноменологической ступени описания предметных знаний?

3. Каковы особенности аналитико-синтетической ступени описания предметных знаний?

4. Каковы особенности прогностической ступени описания предметных знаний?

5. Каковы особенности аксиоматической ступени описания предметных знаний?