logo
Кротов В М Научные основы содержания школьного

§4. Пространство и время в курсе физики средней школы

Понятия о пространстве и времени применяются при изучении физики, как на первой, так и на второй ступенях обучения. Эти понятия используются в качестве исходных (базовых) понятий при введении понятия о механическом движении. В программе же по физике для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 11-летним сроком обучения не значатся понятия о пространстве и времени.

Составители программы могли исходить из того, что учащиеся 6-го класса имеют определенное представление о пространстве и времени на феноменологическом уровне абстракции. На основе имеющегося у них жизненного и учебного опыта учащиеся знают, что

1.Пространство “вмещает” все тела природы, в нем происходят все явления.

2.Пространство не изменяется с течением времени.

3.Пространство безгранично.

4.Каждое тело в природе занимает часть пространства, и это его свойство характеризуется объемом.

5.Объем нескольких тел равен сумме объемов отдельных тел.

6.Ходу времени подчиняются все тела природы, все физические явления.

7.Ход времени всюду и везде в мире одинаков.

8.Время простирается из неограниченно прошлого в настоящее, от настоящего в неограниченное будущее.

9.Промежутки времени отмеряются, складываются и вычитаются.

Актуализировать эти знания учащихся имеет смысл в рамках содержания обучения физике в 6-ом классе 11-летней общеобразовательной школы при рассмотрении вопроса: физические тела, физические явления, физические величины, физические законы.

Расширить классическое содержание понятий о пространстве и времени у учащихся необходимо перед началом изучения основ кинематики. Это позволит учителю создать условия для осознанного восприятия учащимися основных понятий кинематики.

Релятивистское содержание понятия о пространстве-времени осваивается учащимися на второй ступени изучения физики в теме “Основы специальной теории относительности”.

Квантовое содержание понятия о пространстве-времени учащимися в курсе физики средней школы не осваивается.

Вопросы для самоконтроля:

1.В какой мере понятия о пространстве и времени включены в содержание программы по физике для средних общеобразовательных учреждений?

2.Какие свойства пространства и времени известны учащимся 6-го класса основе имеющегося у них жизненного и учебного опыта?

3.В каком классе важно актуализировать классические свойства пространства и времени?

4.В каком классе, и при изучении какой темы по физике у учащихся формируется релятивистское содержание понятий о пространстве и времени?

5. В каком классе, и при изучении какой темы по физике у учащихся может быть сформировано квантовое содержание понятий о пространстве и времени?

Гл.3 Строение материи в курсе физики средней школы

В естествознании рассматривается два вида материи: вещество и поле. Вещество воспринимается человеком непосредственно органами чувств, а физическое поле по действию на индикаторы. Физические поля безграничны и взаимопроницаемы.