§4. Пространство и время в курсе физики средней школы
Понятия о пространстве и времени применяются при изучении физики, как на первой, так и на второй ступенях обучения. Эти понятия используются в качестве исходных (базовых) понятий при введении понятия о механическом движении. В программе же по физике для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 11-летним сроком обучения не значатся понятия о пространстве и времени.
Составители программы могли исходить из того, что учащиеся 6-го класса имеют определенное представление о пространстве и времени на феноменологическом уровне абстракции. На основе имеющегося у них жизненного и учебного опыта учащиеся знают, что
1.Пространство “вмещает” все тела природы, в нем происходят все явления.
2.Пространство не изменяется с течением времени.
3.Пространство безгранично.
4.Каждое тело в природе занимает часть пространства, и это его свойство характеризуется объемом.
5.Объем нескольких тел равен сумме объемов отдельных тел.
6.Ходу времени подчиняются все тела природы, все физические явления.
7.Ход времени всюду и везде в мире одинаков.
8.Время простирается из неограниченно прошлого в настоящее, от настоящего в неограниченное будущее.
9.Промежутки времени отмеряются, складываются и вычитаются.
Актуализировать эти знания учащихся имеет смысл в рамках содержания обучения физике в 6-ом классе 11-летней общеобразовательной школы при рассмотрении вопроса: физические тела, физические явления, физические величины, физические законы.
Расширить классическое содержание понятий о пространстве и времени у учащихся необходимо перед началом изучения основ кинематики. Это позволит учителю создать условия для осознанного восприятия учащимися основных понятий кинематики.
Релятивистское содержание понятия о пространстве-времени осваивается учащимися на второй ступени изучения физики в теме “Основы специальной теории относительности”.
Квантовое содержание понятия о пространстве-времени учащимися в курсе физики средней школы не осваивается.
Вопросы для самоконтроля:
1.В какой мере понятия о пространстве и времени включены в содержание программы по физике для средних общеобразовательных учреждений?
2.Какие свойства пространства и времени известны учащимся 6-го класса основе имеющегося у них жизненного и учебного опыта?
3.В каком классе важно актуализировать классические свойства пространства и времени?
4.В каком классе, и при изучении какой темы по физике у учащихся формируется релятивистское содержание понятий о пространстве и времени?
5. В каком классе, и при изучении какой темы по физике у учащихся может быть сформировано квантовое содержание понятий о пространстве и времени?
Гл.3 Строение материи в курсе физики средней школы
В естествознании рассматривается два вида материи: вещество и поле. Вещество воспринимается человеком непосредственно органами чувств, а физическое поле по действию на индикаторы. Физические поля безграничны и взаимопроницаемы.
- Научные основы содержания школьного курса физики
- Введение
- §1.Уровни изучения учебного курса (предмета)
- §2.Дидактические принципы отбора содержания образования
- §3.Основные положения структурирования содержания обучения
- §4.Научность (ступень абстракции) описания предметных знаний
- §5 Конструирование содержания обучения физике
- §1 Пространство и время в макромире
- §2.Пространство и время в мегамире
- §3. Пространство и время в физике микромира
- §4. Пространство и время в курсе физики средней школы
- §1 Вещество в макромире. Свойства вещества
- §2 Строение вещества. Микрочастицы и их свойства
- §3 Гравитационное поле
- §4 Электромагнитное поле
- §5 Вещество и поле
- §6 Описание строения и свойств материи в курсе физики средней школы
- §1 Механическое движение и его характеристики
- §2 Тепловое движение и его характеристики
- §3 Электромагнитное движение материи
- §4 Взаимное превращение частиц и поля
- §5 Описание видов движения материи в курсе физики средней школы
- §1 Гравитационное взаимодействие и его особенности
- §2 Электромагнитное взаимодействие и его особенности
- §3 Сильное и слабое взаимодействия
- §4 Описание фундаментальных взаимодействий в курсе физики средней школы