§5 Описание видов движения материи в курсе физики средней школы
Учебный материал по описанию основных простейших видов движения материи включен отдельными модулями в темы на первой и второй ступенях обучения физике. На второй ступени обучения физике все виды движения материи изучаются более полно по содержанию.
Представим описание свойств и особенностей физических видов движения материи в курсе физики средней общеобразовательной в виде таблицы:
Физическое движение | Вид движения | Физическая величи- на, закономерность | Класс |
Механическое | Особенности и свойства | Пройденный путь (s) Энергия (Ек) Перемещение () Импульс (), закон сохранения импульса | 7,9 7,9 9
9 |
| Поступательное
|
Скорость (υ) Уравнение движения Средняя скорость Мгновенная скорость Ускорение ) Уравнение движения Уравнение скорости
|
7 9 7,9 9 9 9 9 9 |
| Вращательное | Угловая скорость (ω) Центростремительное ускорение (ац) Период, частота | 9
9 9 |
| Колебательное | Период, частота, уравнение гармоничес ких колебаний | 11 |
| Волновое | Скорость, частота и период волны | 11 |
Тепловое | Особенности и свойства | Внутренняя энергия 1 и 2 закон термоди- намики | 8,10
10 |
|
| Средняя квадратичная скорость | 10 |
|
| Внутренняя энергия | 10 |
Электромагнит-ное | Постоянный электрический ток | Сила тока (I), закон Ома для однородного участка цепи, работа и мощность электри-ческого тока (А,Р), закон Джоуля-Ленца Закон Ома для полной электрической цепи | 8,10
10 |
| Переменный электрический ток | Действующее значение силы тока и напряжения | 11 |
| Явление электромагнитной индукции | Закон электромагнит-ной индукции | 10 |
| Электромагнитные колебания | Период, частота, уравнение гармоничес ких колебаний | 11 |
| Электромагнитные волны | Скорость, частота и период волны | 11 |
| Световые волны |
| 11 |
Взаимное превращение частиц и поля |
|
| 11 |
Анализ типовой учебной программы по физике для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, показывает, что содержание учебного материала по физике на первой и второй ступенях обучения отобрано с учетом основных дидактических принципов и идей.
Содержание обучения, включающее описание особенностей, проявления и взаимосвязи различных видов движения материи целесообразно выделить в качестве одной из основных идей систематизации предметных знаний по физике.
При этом имеет смысл расширить содержание учебного материала по изучению взаимопревращения отдельных видов движения материи и взаимного превращения элементарных частиц. Требуется также усиление гуманитарного аспекта содержания обучения физике и более полного раскрытия содержания структурных элементов физических знаний.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие виды движения материи изучаются в 7-ом классе?
2.Какие виды движения материи изучаются в 8-ом классе?
3.Какие виды движения материи объеме изучаются в 9-ом классе?
4.Какие виды движения материи изучаются в 10-ом классе?
5.Какие виды движения материи изучаются в 11-ом классе?
Гл.5 Фундаментальные взаимодействия и их описание в школьном курсе физики
Понятие взаимодействия является фундаментальным для всей физической науки. Любой вид и форма движения материи есть изменение параметров ее состояния и вызывается взаимодействием. Все проявления материи в виде окружающего нас вещества в стабильном состоянии, начиная с атомных ядер и атомов и кончая макроскопическими телами и планетными системами звезд, есть не что иное, как системы в стационарных состояниях, свойства которых определяются внутренним взаимодействием.
Можно выделить два проявления взаимодействий, характерные для всей изученной пространственной области: 1) кратковременное, приводящее к изменению состояния и называемое рассеянием (например, столкновение упругих тел) и 2) длительное, объединяющее отдельные материальные точки в систему, находящуюся в устойчивом стационарном состоянии.
Все взаимодействия материи сводятся к одному из четырех основных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Фундаментальные взаимодействия (гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые) различаются по ряду признаков, в том числе по расстояниям, на которых они проявляются, и по относительной интенсивности. Кроме того, взаимодействия различаются по специфическим законам сохранения и по «степени универсальности». Так, гравитационные взаимодействия проявляются у всех частиц, электромагнитные же требуют наличия электрического заряда (и в гораздо меньшей степени выражены для нейтральных частиц с магнитным моментом). Сильные взаимодействия имеют место не у всех частиц, а у частиц, называемых адронами, и не проявляются у другой группы — лептонов. Слабые взаимодействия «универсальнее» сильных — они характерны и для лептонов.
Модель взаимодействия может быть построена на основе геометрической модели пространства—времени—материи. Взаимодействие есть не что иное, как изменение характеристик материальных точек и прежде всего передача энергии, импульса от одной точки к другой. Поскольку дальнодействия нет, взаимодействие между ними осуществляется только посредством контакта. Это значит, что при взаимодействии на расстоянии имеется материальный посредник (физическое поле, частица), движущийся со скоростью меньшей скорости света. Такая модель взаимодействия является исходной для макроскопического и микроскопического уровней деления материи.
Все физические проявления взаимодействий, в конечном счете, сводятся к той или иной совокупности или последовательности элементарных актов взаимодействия в системах элементарных частиц. Это общая материальная основа, выражающая единство физического мира. В квантово-релятивистской модели элементарный акт взаимодействия не может быть ничем иным, как поглощением или испусканием одной частицей других элементарных частиц. До и после взаимодействия частицы свободны, взаимодействие же происходит в точке пространства в миг времени. Это обстоятельство весьма существенно, так как только такие локальные представления естественно согласуются с преобразованиями Лоренца, выражающими важнейшее свойство пространства-времени.
Взаимодействие ограничено законами сохранения, первая группа которых относится к введенным согласно геометрической модели величинам (называемым, поэтому геометрическими): энергии, импульсу, момента импульса, четности. Для аддитивных величин их суммы составляют полные значения в системе; они и сохраняются при взаимодействии, так что величины количественно передаются от одних частиц к другим или ими наделяются новые, возникающие частицы. Это сумма энергий и (векторные) суммы импульса и момента. Что касается четности, то она мультипликативна, т. е. для системы сохраняется произведение четностей. Сохраняются величины в замкнутой, или изолированной, системе, что означает учет всех частиц, принимающих участие во взаимодействии.
Кроме названной группы сохраняющихся величин, имеются и другие, такие, как электрический заряд, барионный и лептонный заряды, по-видимому, не менее фундаментальные, чем геометрические.
В макромире не проявляются короткодействующие сильные и слабые взаимодействия, наблюдаются лишь гравитационные и электромагнитные. Благодаря наличию электрических зарядов двух знаков, возможно существование электрически нейтральных систем: макроскопические тела, состоящие из огромного количества заряженных частиц, как правило, в целом электрически нейтральны или несут сравнительно небольшие заряды. Поэтому решающее значение приобретает гравитационное взаимодействие. Оно определяет движение небесных тел и наряду с другими — их строение. Существенна сила тяготения и для движения всех макроскопических тел на Земле.
Особенности фундаментальных взаимодействий представим в виде следующей таблицы.
Взаимодействие | Частицы обмена | Интенсивность | Радиус(м) | Время (с) |
Сильное Электромагнитное Слабое Гравитационное | глюоны фотоны бозоны гравитоны | ~1 1/137 ~10-10 ~10-38 | ~10-15 ∞ ~10-18 ∞ | ~10-18 ~10-18 ~10-18 |
Сильные и слабые взаимодействия вместе с электромагнитными ответственны за строение и свойства атомных ядер и элементарных частиц. Они обеспечивают процессы их взаимных превращений на последнем достигнутом структурном уровне деления материи.
В рамках геометрической модели взаимодействия существенны различия между квантами при конечном (сильные и слабые) и бесконечном (электромагнитные и гравитационные) радиусе взаимодействия. Для обеспечения бесконечного радиуса взаимодействия необходимы кванты со сколь угодно большим временем существования и, следовательно, сколь угодно малой энергией. Но тогда взаимодействие осуществляется квантами без массы покоя. При конечном радиусе взаимодействия должно существовать минимальное значение энергии и соответственно массы.
Взаимодействие тел (материальных частиц) описывается количественно с помощью силы. Сила – это физическая величина, характеризующая (определяющая) взаимодействие тел. Из этого определения следует:
-
Сила - величина векторная, изображается направленным отрезком, причем, чем больше сила, тем длиннее направленный отрезок.
-
Следствие действия силы на материальную точку - изменение скорости материальной точки.
3.Если на материальную точку действует одновременно несколько сил: , , ,…, то каждая из сил, независимо от других вызывает ускорение , , ,…, а их совместное действие можно заменить одной силой =+ + +…, называемой равнодействующей силой.
4.Если различные точки тела приобретают при взаимодействии различные ускорения, то они движутся некоторое время по разному, что приводит к изменению формы тела, т.е. к его деформации. Таким образом, деформация – это вторичный эффект действия силы.
5.Равнодействующую силу можно находить только для сил, приложенных к одной точке.
Силы взаимного действия обладают следующими особенностями (рис.25):
-
силы и приложены к разным материальным точкам и могут взаимно уравновешиваться только в том случае, когда эти точки принадлежат одному и тому же твердому телу;
-
силы и возникают одновременно и парами;
-
силы и имеют одну и туже природу.
І
ІІ
Из третьего закона Ньютона следует, что в любой механической системе материальных точек геометрическая сумма всех сил взаимодействия точек (внутренних сил) равна нулю.
- Научные основы содержания школьного курса физики
- Введение
- §1.Уровни изучения учебного курса (предмета)
- §2.Дидактические принципы отбора содержания образования
- §3.Основные положения структурирования содержания обучения
- §4.Научность (ступень абстракции) описания предметных знаний
- §5 Конструирование содержания обучения физике
- §1 Пространство и время в макромире
- §2.Пространство и время в мегамире
- §3. Пространство и время в физике микромира
- §4. Пространство и время в курсе физики средней школы
- §1 Вещество в макромире. Свойства вещества
- §2 Строение вещества. Микрочастицы и их свойства
- §3 Гравитационное поле
- §4 Электромагнитное поле
- §5 Вещество и поле
- §6 Описание строения и свойств материи в курсе физики средней школы
- §1 Механическое движение и его характеристики
- §2 Тепловое движение и его характеристики
- §3 Электромагнитное движение материи
- §4 Взаимное превращение частиц и поля
- §5 Описание видов движения материи в курсе физики средней школы
- §1 Гравитационное взаимодействие и его особенности
- §2 Электромагнитное взаимодействие и его особенности
- §3 Сильное и слабое взаимодействия
- §4 Описание фундаментальных взаимодействий в курсе физики средней школы