2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
После проведения диагностики сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования, нами были получены следующие данные:
Таблица 1
Результаты диагностики трудовых навыков детей 6 лет
(констатирующий эксперимент)
Уровни | Результаты диагностики (%) |
высокий | - |
средний | 85 |
низкий | 15 |
Анализируя результаты, мы выяснили следующее:
С высоким уровнем развития трудовых навыков детей в группе нет.
Большинство детей в группе со средним уровнем развития трудовых навыков – 17 детей – 85%. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, хорошо владеют столовыми приборами и правильно сервируют стол. Но уборка своей постели после сна и уход за комнатными растениями вызывают у них затруднения. Труд на огороде, участие в уборке группы их не интересует, поделки из природного и бросового материала выполнять не умеют.
С низким уровнем развития трудовых навыков в группе 3 ребенка – 15%. Они не умеют сервировать стол, ухаживать за растениями, плохо заправляют постель после сна, не принимают участие в уборке группы, участка или огорода. Не хотят и не умеют делать различные поделки из бросового, природного и бумажного материала.
Для наглядности представим полученные данные в виде рисунка:
Рис. 1 Показатели уровня сформированности трудовых навыков
у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем
этапе исследования
Из Рис. 1 наглядно видно, что сформированность трудовых навыков у детей исследуемой группы низкий.
Далее, приняв во внимание низкие показатели развития трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста, нами была составлена «Программа трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста», с помощью которой мы провели формирующий эксперимент.
После того, как на контрольном этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированости трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью тех же заданий, что и на констатирующем этапе исследования, нами были получены следующие данные:
Таблица 2
Результаты диагностики трудовых навыков детей 6-7 лет (контрольный эксперимент)
Уровни | Результаты (%) |
высокий | 85 |
средний | 15 |
низкий | - |
Анализируя результаты, мы выяснили, что с высоким уровнем развития трудовых навыков детей в группе большинство – 15 детей – 75%. Они хорошо владеют столовыми приборами, аккуратны и чистоплотны, правильно сервируют стол, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Всегда принимают активное участие в уборке группы и участка, с интересом работаю на огороде и цветнике. Всегда доводят начатое дело до конца. Подели из бросового и природного материала у них получаются красивые, интересные и аккуратные.
Со средним уровнем развития трудовых навыков – 5 детей – 25%. Они правильно сервируют стол, владеют столовыми приборами, аккуратны, но без интереса и желания убирают свою постель после сна и ухаживают за комнатными растениями. Их не интересует уборка группы, труд на огороде, поделки из природного и бросового материала выполняют не аккуратно.
С низким уровнем развития трудовых навыков в группе детей нет.
Для наглядности представим полученные данные в виде рисунка:
Рис. 2 Показатели уровня сформированности трудовых навыков
у детей старшего дошкольного возраста на контрольном
этапе исследования
На рисунке 2 наглядно видно, что уровень сформированности трудовых навыков детей на контрольном этапе исследования существенно отличается от уровня сформированности трудовых навыков на констатирующем этапе исследования.
Для наглядного сравнения представим результаты диагностики уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования в виде гистограммы:
Рис. 3 Гистограмма показателей уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста
до и после формирующего эксперимента
Из рисунка 3 наглядно видно, что показатели уровня сформированности трудовых навыков детей изменились к лучшему. Это объясняется тем, что были созданы все условия для трудовой деятельности детей, атмосфера постоянной занятости, была четко продумана организация труда дошкольников в течение дня, перед глазами у детей был пример взрослых. Оборудование для труда детей соответствовало этическим, гигиеническим требованиям, было удобно для использования, соответствовало возрастным особенностям детей. Мы умело сочетали формы, содержание, методы трудового воспитания детей и учитывали их возрастные особенности.
Из этого мы можем сделать вывод о том, что проведенная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, с помощью разработанной нами программы дала положительные результаты.
Также, нами было проведено анкетирование воспитателей по трудовому воспитанию детей, в ходе которого мы получили следующие результаты:
Таблица 3
Результаты анкетирования воспитателей
«Трудовое воспитание дошкольников»
вопросы | варианты ответов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 22 воспитателя | - | - | - |
2 | 22 воспитателя | - | - | - |
3 | 22 воспитателя | 12 воспитателей | 22 воспитателя | - |
4 | - | 12 воспитателей | 10 воспитателей | - |
5 | 22 воспитателя | 18 воспитателей | 14 воспитателей | - |
6 | - | - | 12 воспитателей | 10 воспитателей |
7 | 22 воспитателя | 20 воспитателей | 18 воспитателей | 14 воспитателей |
8 | 18 воспитателей | 20 воспитателей | 22 воспитателя | 22 воспитателя |
Из таблицы видно, что все опрошенные воспитатели диагностируют трудовое воспитание (вопрос №1) и используют результаты диагностики для организации трудовой деятельности своих воспитанников (вопрос №2). Все опрошенные воспитатели планируют трудовую деятельность детей (вопрос №3) с учетом детских интересов и возрастных особенностей, а 12 воспитателей (54,5%) из 22 опрошенных отметили, что четко действуют еще и по программным рекомендациям. 12 воспитателей (54,5%) отметили, что в их группах имеется не все необходимое оборудование для труда детей, а 10 воспитателей (45,5%) отметили, что имеется все, но не в достаточном количестве (вопрос №4). Все опрошенные воспитатели используют поручения, как форму организации труда детей (вопрос №5), дежурства используют 18 воспитателей (81,8%), коллективный труд – 14 воспитателей (63,6%). Это связано с тем, что не все формы организации труда используются в младших группах детского сада, например, коллективный труд. На вопрос №6 «Проявляют ли ваши воспитанники инициативу к трудовой деятельности?» ответили «иногда» 12 воспитателей (54,5%), а «проявляют, но не все» ответили 10 воспитателей (45,5%). Для трудового воспитания детей все воспитатели используют такой вид деятельности (вопрос №7), как самообслуживание, 20 воспитателей (90,9%) используют хозяйственно-бытовой труд (кроме воспитателей детей 2-3 лет), 18 воспитателей (81,8%) используют труд в природе и 14 воспитателей (63,6%) используют и ручной труд (это воспитатели детей старших и подготовительных к школе групп). На вопрос №8 об оборудовании для труда 18 воспитателей (81,8%) считают, что оно должно соответствовать эстетическим требованиям, 20 воспитателей (90,9%) – гигиеническим требованиям и 22 воспитателя (100%) считают, что оборудование должно быть удобным для использования и соответствовать возрастным особенностям детей.
Таким образом, из анкетирования воспитателей о трудовом воспитании дошкольников можно сделать вывод: все воспитатели уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, используют в своей работе все виды и формы организации труда воспитанников, планируют работу по трудовому воспитанию детей согласно программным рекомендациям, учитывают возрастные особенности детей и их интересы.
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- 1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста
- Сущность и содержание трудового воспитания в психолого-педагогической литературе
- Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольников
- 1.3 Содержание трудового воспитания в детском саду
- 2 Эмпирическое исследование уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста
- 2.1 Организация и методы исследования
- 2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
- 2.3. Программа трудового воспитания старших дошкольников
- Заключение
- Список использованной литературы