1.6. Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с овз (инвалидностью).
Как уже было сказано выше, проектирование адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения.
Целенаправленное комплексное психолого‐педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации должно быть направлено на формирование оптимальных психолого‐педагогических коррекционно‐развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно‐психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого обучающегося.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
При этом одним из важнейших направлений деятельности администрации школы становится также создание оптимальных условий для профессиональной деятельности учителей и специалистов, осуществляющих включение «особого» ребенка в среду сверстников, его обучение и психолого-педагогическое сопровождение, то есть разработку и реализацию адаптированной образовательной программы.
Для достижения этой цели администрация школы решает следующие задачи:
1. Создание условий для освоения основной образовательной программы всеми обучающимися школы в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями:
- организация безбарьерной, развивающей предметной среды;
- формирование и поддержка уклада школы - атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого – и ребенка, и взрослого;
- организация образовательного процесса в соответствии с требованием доступности и качественности образования для всех категорий обучающихся.
2. Создание оптимальных условий для профессиональной деятельности учителей и специалистов, осуществляющих включение «особого» ребенка в среду сверстников и его обучение:
- организация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, работы школьного психолого-педагогического консилиума;
- привлечение дополнительного ресурсного обеспечения в случае дефицитов в области организационного, финансового, методического обеспечения деятельности специалистов школы;
- стимулирование применения адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной и внеучебной работы;
- повышение качества образовательного процесса за счет проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и разработки индивидуальных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.
3. Организация самомониторинга образовательной среды с целью оценки эффективности деятельности педагогического коллектива по созданию специальных условий обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).
В Таблице 1 в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе:
Таблица 1
Группа | Функционал |
Администрация | Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
обучения и сопровождения детей с ОВЗ. |
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) – члены ППк |
|
Учитель (основной) | Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации АОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:
|
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования |
|
- 1.1. Возможные рекомендации Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
- 1.2. Разработка Психолого-медико-педагогической комиссией рекомендаций по организации специальных образовательных условий для детей с овз (инвалидностью).
- 1.3. Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной образовательной программы.
- 1.4. Организационно-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы обучающихся с овз (инвалидностью) в образовательной организации.
- 1.5. Организация взаимодействия специалистов Психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
- 1.6. Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с овз (инвалидностью).
- 1.7. Алгоритм разработки и реализации аоп обучающихся с овз в образовательной организации.
- 3. Содержательные аспекты реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с овз в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику
- 3.1. Приоритеты и принципы реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с уровнями образования.
- 3.2. Структура Адаптированной образовательной программы
- 3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.
- Заключение
- Основная литература