1.7. Алгоритм разработки и реализации аоп обучающихся с овз в образовательной организации.
Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы:
Разрабатывается в рамках деятельности ППк ОО коллегиально, с учетом рекомендаций ИПР ребенка-инвалида, ПМПК.
Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП;
Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год);
По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
Формулировки цели и задач АОП, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут (и – соответственно – Адаптированная (индивидуальная) образовательная программа) в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколькоэтапов. Перечислим самые важные из них (Таблица 2).
Важно: представленная последовательность действий специалистов ОО возможна при наличии у ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и рекомендаций ИПР и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Таблица 2
Этап | Шаги проектирования АОП | Содержание деятельности |
Предварительный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей | Администрация школы вместе с координатором по инклюзии (при наличии рекомендаций ИПР и/или ПМПК) - определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; - если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.); - Заключается договор с родителями. - проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье (см.ниже). |
Оценка требований ФГОС и ОП | Изучение документации; Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д. | |
Диагностический | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования | - Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по-возможности - комплексно); - подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются самыми актуальными.
|
| Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов | Организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, Принятие решения о необходимости разработки АОП |
Разработка | Проектирование необходимых структурных составляющих АОП | Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ППк. При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
|
Определение временных границ реализации АОП | ||
Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!) | ||
Определение круга задач в рамках реализации АОП | ||
Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты) | ||
Планирование форм реализации разделов АОП |
| |
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося (воспитанника) | ||
Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы | ||
Реализация |
| Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогичесекого сопровождения в соответствии с Программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы. |
Анализ и коррекция |
| Организация деятельности ППк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; - внесение корректив в АОП. |
Начало формы
Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления (для школы) (таблица 3):
Таблица 3
Содержание информации | Возможная документация |
Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данной образовательной организации. | Заключение ПМПК (городской, региональной, окружной и т.п.) Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) |
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. | Медицинская карта первоклассника |
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. | Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения (если есть), со слов родителей |
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей. | ! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.
|
Сведения о дополнительном образовании: Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий |
|
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезотерапевт и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы. |
|
Важно: родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.
- 1.1. Возможные рекомендации Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
- 1.2. Разработка Психолого-медико-педагогической комиссией рекомендаций по организации специальных образовательных условий для детей с овз (инвалидностью).
- 1.3. Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной образовательной программы.
- 1.4. Организационно-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы обучающихся с овз (инвалидностью) в образовательной организации.
- 1.5. Организация взаимодействия специалистов Психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
- 1.6. Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с овз (инвалидностью).
- 1.7. Алгоритм разработки и реализации аоп обучающихся с овз в образовательной организации.
- 3. Содержательные аспекты реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с овз в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику
- 3.1. Приоритеты и принципы реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с уровнями образования.
- 3.2. Структура Адаптированной образовательной программы
- 3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.
- Заключение
- Основная литература