Оценка результатов
Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе: 10 баллов — выбор для ответа пункта «а». 5 баллов — выбор из ответа пункта «б»; 1 балл — выбор для ответа пункта «в». Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.
Рисунок 1 - Результаты проведения анкетирования родителей и учителей на констатирующем этапе эксперимента
37,5 % - количество детей, имеющих высокий уровень культуры межнациональных отношений;
37,5 % - количество детей, имеющих средний уровень культуры межнациональных отношений;
25 % - количество детей, имеющих низкий уровень культуры межнациональных отношений;
3. Методика. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
Кто в твоей семье главный?
Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:
- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень;
- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень;
- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень;
- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы – группа риска.
Таблица 2
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..6
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………25
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 1.1.Понятие «межэтническая толерантность» в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Особенности формирования межкультурной толерантности у младших школьников
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 2.1 Диагностика межкультурной толерантности младших школьников
- Результаты диагностики эмпатии младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
- Оценка результатов
- Результаты исследования уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» на констатирующем этапе эксперимента
- 2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников
- 2.3 Обработка статистических данных на контрольном этапе эксперимента