Результаты исследования уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» на констатирующем этапе эксперимента
№ задания
Учащиеся группы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
1. Армине А. | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
2. Даниил Б. | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
3. Вячеслав Х. | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 |
4. Александр С. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
5. Антон С. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6. Вероника Щ. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
7. Юлия К. | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 |
8. Лина Ш. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9. Ольга Б. | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 |
10. Иван Б. | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
11. Михаил Б. | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
12. Олег Г. | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 |
13. Виктор Г. | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
14. Екатерина В. | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 |
15. Анастасия О. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
16.. Константин П. | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
3 чел. – высокий уровень (37,5%)
3 чел. – средний уровень (37,5%)
2 чел. – низкий уровень (25%)
В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30% детей, о том, насколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос "Какие народности национальности ты знаешь?". Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.
4. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о адаптации.
Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.
Суммарная оценка: 4-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню и 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.
Рисунок 2 - Результаты проведения методики измерения уровня адаптированности Тейлора на констатирующем этапе эксперимента
При работе по методике измерения уровня адаптированности Тейлора были получены следующие результаты.
1 чел. – высокий уровень (12,5%)
5 чел. – средний уровень (62,5%)
2 чел. – низкий уровень (25%)
Сравнивая результаты, мы можем сказать, что они не слишком отличаются друг от друга. В классе есть ребята, у которых высокий уровень культуры межнациональных отношений, а есть и те, кто показал низкий уровень культуры межнациональных отношений. Отмечается снижение культуры межнациональных отношений. Это можно объяснить тем, что первоклассники попадают в новую для себя среду - школьного обучения, но в процессе учебы учащиеся учатся эмпатии и толерантности, т. к. в возрасте 7 лет о культуре межнациональных отношений еще нельзя говорить как о черте личности, она находится в процессе формирования.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию культуры межнациональных отношений, как одного из необходимых моральных качеств личности.
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..6
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………25
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 1.1.Понятие «межэтническая толерантность» в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Особенности формирования межкультурной толерантности у младших школьников
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 2.1 Диагностика межкультурной толерантности младших школьников
- Результаты диагностики эмпатии младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
- Оценка результатов
- Результаты исследования уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» на констатирующем этапе эксперимента
- 2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников
- 2.3 Обработка статистических данных на контрольном этапе эксперимента