Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………25
2.1 Диагностика межкультурной толерантности младших школьников………………………………………………………………..25
2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников………………………………………………………………..33
2.3 Обработка статистических данных на контрольном этапе эксперимента……………………………………………………………...37
Заключение ……………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………46
Введение
В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Это трудная задача, но тем не менее терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия — главное условие, необходимое для развития терпимости. Терпимость связана с чувством искренней доброты к другим. Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они, в свою очередь, с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.
В современных условиях роль педагогической науки, в том числе воспитательной педагогики, неоценимо высока в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи.
Ученые США, работающие в Национальном Совете по социальным исследованиям, выделили ряд категорий направленных на формирование терпимости в межличностных отношениях для включения их в процесс приобщения учащихся к демократическому обществу. Для России, идущей по трудному пути демократизации своей общественной жизни, эти базовые ценности, безусловно, интересны. Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, особенно в младшем возрасте. При демократии индивидуализм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Родственное понятие «автономность» предполагает, что личность несет ответственность за свои собственные действия. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют учащимся возможность показать себя и способствуют развитию индивидуальности.
В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Детям присуще чувство человеческого достоинства, но оно может быть легко разрушено.
Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, в процессе дискуссий, примерами из художественной литературы и из жизни взрослых. В демократическом обществе должно сохраняться соответствующее равновесие между сотрудничающими членами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Это может быть равновесие, способствующее гармоничному функционированию социальной группы и в то же время обеспечивающее структуры, которые предоставляют возможность всем членам общества наиболее полно проявить заложенный в них потенциал. Чтобы поощрять сотрудничество учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры.
Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо подпитывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью.
Проблема исследования: как осуществляется развитие межкультурной толерантности у младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - культура межнациональных отношений.
Предмет исследования - процесс формирования межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования предполагает: воспитание культуры межнациональных отношений детей младшего школьного возраста будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
• разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы, направленной на воспитание культуры межнациональных отношений детей младшего школьного возраста;
• проведение отбора соответствующего и дидактически целесообразного содержания, направленного на воспитание культуры межнациональных отношений младших школьников;
• реализации деятельностного подхода при осуществлении воспитания культуры межнациональных отношений в начальной школе.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие межкультурной толерантности
- выявить особенности межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- провести диагностику межкультурной толерантности детей младшего школьного возраста
- разработать программу воспитания культуры межнациональных отношений у детей младшего школьного возраста
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ социологической, этнологической, педагогической, психологической литературы; наблюдения за деятельностью учителей и учащихся с целью изучения условий и средств формирования культуры межнациональных отношений младших школьников, анкетирование, тестирование, проведение опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка материала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы в деятельности общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, а также в семейном воспитании. База исследования: МОУ СОШ № 42 г.Ставрополя. В работе принимало участие 16 детей младшего школьного возраста. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..6
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………25
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 1.1.Понятие «межэтническая толерантность» в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Особенности формирования межкультурной толерантности у младших школьников
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 2.1 Диагностика межкультурной толерантности младших школьников
- Результаты диагностики эмпатии младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
- Оценка результатов
- Результаты исследования уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» на констатирующем этапе эксперимента
- 2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников
- 2.3 Обработка статистических данных на контрольном этапе эксперимента