2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников
На формирующем этапе эксперимента была определена программа развития межкультурной толерантности у младших школьников.
На формирование межэтнической культуры межнациональных отношений должны быть направлены усилия всех: родителей, воспитателей и учителей, на долю которых выпадает обязанность руководить в указанном направлении воспитанием от первых дней жизни ребенка.
Целесообразным явилась организация систематической и планомерной работы по формированию межэтнической культуры межнациональных отношений младших школьников через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической культуры межнациональных отношений, а именно:
– дающими знания детям о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке различных народов;
– способствующих возникновению у детей положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей;
– позволяющим формировать у младших школьников навыки общения с людьми другой национальности, умение пользоваться ими в своей практической деятельности.
Работа по формированию межэтнической культуры межнациональных отношений у детей в первую очередь основывается на педагогической культуре родителей.
“Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей...” [2, с. 108].
По словам Яна Амоса Каменского “какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто...” [5, с. 23].
И учитель, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо результатов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Как отмечает Макаренко А.С. “хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы школы к пониманию важности их участия в делах школы, класса. Трудно бывает, когда нужно “перевоспитывать” родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей, по установлению контакта с семьями учеников” [3, с. 12].
Огромную роль в вооружении отцов и матерей педагогическими знаниями, умениями и навыками играет учитель начальных классов.
Если между учителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Именно такие доверительные отношения должны устанавливаться в работе учителя с родителями при формировании межэтнической культуры межнациональных отношений у детей.
Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической культуры межнациональных отношений, то совместная работа классного руководителя и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнически толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера.
Предлагаю структуру организации внеклассной работы с младшими школьниками.
Учитель начальных классов (работа с родителями) Учитель начальных классов (работа с детьми и родителями)
Рисунок 3 - Структура организации внеклассной работы с младшими школьниками и их родителями.
Таблица 3
Календарно-тематический план работы с родителями
Дата | Форма работы | Тема | Ответственные |
Октябрь | Педагогический лекторий | Культура межнациональных отношений, что это? | Учитель |
Октябрь | Родительское собрание | Круглый стол | Учитель |
Ноябрь | Педагогический лекторий | Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня... | Учитель |
Декабрь | Родительское собрание | Законы жизни семьи, законы жизни класса | Учитель |
Январь | Педагогический лекторий | Значение семейных традиций и обычаев в формировании у ребенка межэтнической культуры межнациональных отношений | Учитель |
Февраль | Родительское собрание | Как научить ребенка жить в многонациональном мире людей. Уроки этики и поведения для детей и родителей. | Учитель |
Март | Педагогический лекторий | Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к другим культурам, обычаям, традициям. | Учитель |
Таблица 4
Календарно-тематический план работы с детьми
Дата | Форма работы | Тема | Ответственные |
Октябрь | Секция «Политинформаторы» | Неделя русской культуры | Родители |
Октябрь | Мероприятие тематической недели | учитель, родители, дети | |
Ноябрь | Кружок “Художественная мастерская” “ 0чумелые ручки ” | Неделя культуры народов Кавказа | Родители |
Декабрь | Мероприятие тематической недели | учитель, родители, дети | |
Январь | Секция «Центр кулинарии» | Неделя русской народной кухни | Родители |
Февраль | Мероприятие тематической недели | учитель, родители, дети | |
Март | Секция «Центр кулинарии» | Неделя кухни народов Кавказа | Родители |
Октябрь | Мероприятие тематической недели | учитель, родители, дети | |
Октябрь | Сексция «Затейники» | Международный фестиваль | Учитель, родители, дети |
Культура межнациональных отношений как никогда ранее важна в современном мире. В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищенным группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений. Всё это представляет угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях, и являются препятствием на пути развития.
И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной культуры межнациональных отношений, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли.
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..6
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………25
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 1.1.Понятие «межэтническая толерантность» в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Особенности формирования межкультурной толерантности у младших школьников
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития межкультурной толерантности у детей младшего школьного возраста
- 2.1 Диагностика межкультурной толерантности младших школьников
- Результаты диагностики эмпатии младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
- Оценка результатов
- Результаты исследования уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» на констатирующем этапе эксперимента
- 2.2 Программа формирования межкультурной толерантности младших школьников
- 2.3 Обработка статистических данных на контрольном этапе эксперимента