Вопросы к зачету По ТиТрр / п курс, 3 семестр/:
Дать понятие «Методика развития речи». Предмет ее изучения и задачи.
Теоретические и естественно-научные основы МРР.
Методологические основы МРР.
Психологические и лингвистические основы МРР.
Роль родного языка в развитии личности ребенка (анализ функций по И.А.Зимней).
Наследие К.Д.Ушинского в современной теории и практики речевого развития дошкольников.
К.Д.Ушинский о роли устного народного творчества и национальной культуры в воспитании дошкольников.
Значение книги К.Д.Ушинского «Родное слово».
Речь воспитателя и педагогические требования к ней.
Научные основы программы по развитию речи и ее структура. Дать характеристику программы по развитию речи в ДОУ (на выбор).
Речевое развитие ребенка ранних лет жизни. Организация и методика проведения занятий.
Понятие словарной работы. Задачи и принципы словарной работы.
Содержание и методика словарной работы в разных возрастных группах.
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников с предметным миром.
Методические требования к проведению осмотров и наблюдений в младшей группе ДОУ.
Содержание словарной работы по ознакомлению со свойствами и качествами предметов в разных возрастных группах.
Дидактические игры и упражнения по формированию обобщений у дошкольников.
Особенности усвоения детьми морфологической стороны русского языка.
Особенности усвоения детьми синтаксической стороны русского языка.
Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи.
Формирование способов словообразования. Трудности в освоении.
Типичные трудности освоения детьми синтаксической стороны речи.
Методика исправления грамматических ошибок в речи детей.
Методика формирования грамматического строя речи дошкольников /М.М.Конина, А.Тамбовцева, А.Н.Гвоздев/.
Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников в разных возрастных группах.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи дошкольников.
Педагогическое обследование состояния грамматических навыков у детей.
Понятие звуковой культуры речи у дошкольников. ЕЕ значение для речевого развития детей дошкольного возраста.
Особенности овладения звуками речи у детей до школы.
Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения.
Индивидуальная работа с дошкольниками по воспитанию ЗКР.
Условия, необходимые для правильного развития звуковой культуры речи дошкольников.
Характеристика и виды дидактических игр и упражнений по развитию ЗКР.
Методика обследования состояния звуковой стороны речи у детей.
Понятие связной речи. Виды ее и функции.
Задачи и содержание обучения детей связной речи.
Развитие речи как средства общения у детей.
Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения.
Беседа как метод обучения диалогической речи. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.
Структура обобщающей беседы. Методика проведения.
Сущность этических бесед и методика их проведения.
Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин.
Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам.
Специфика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.
Методика обучения описанию предметов и игрушек.
Методика обучения детей пересказу литературных произведений.
Связные высказывания типа рассуждений. Методика обучения.
Обучение рассказыванию по памяти.
Методика обучения творческому рассказыванию
Использование моделирования в обучении рассказыванию (Ткаченко Т., Дьяченко О.).
- Тематическое планирование курса «Теория и методика развития речи» на 3 курса, 6 семестра.
- Тема 1. Родной язык в системе дошкольного образования.
- Тема 2. Становление теории и методики развития речи как науки.
- Тема 3. Развитие речи детей раннего возраста,
- Тема 4. Методика развития детского словаря.
- Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи.
- Тема 6. Методика воспитания звуковой культуры речи у детей.
- Тема 7. Методика развития связной речи.
- Вопросы к зачету По ТиТрр / п курс, 3 семестр/: